Оставить заявку

Стоит ли лишать Крым статуса «свободной экономической зоны»

Дата публикации: 22 ноября 2015

Александр Денисенко, адвокат
Источник: Forbes

Новая законодательная инициатива рискует окончательно вывести за пределы правового поля пошлины и налоги на полуострове.

4 ноября в парламенте был зарегистрирован законопроект народного депутата Украины от партии «Блок Петра Порошенко» Алексея Гончаренко №3402 «О признании утратившим силу закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». Содержание законопроекта включает в себя только два пункта: первый − признать утратившим силу закон о СЭЗ «Крым», и второй − этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Согласно пояснительной записке, целью законопроекта является прекращение поставки товаров, работ и услуг на льготных условиях в пользу оккупационного режима, а также злоупотреблений, возникающих в результате поставки товаров на временно оккупированную территорию Автономной Республики Крым, в частности, незаконное перемещение таких товаров на территорию Российской Федерации с укрытием от уплаты необходимых платежей в государственный бюджет Украины.

Исходя из формулировок цели законопроекта, можно констатировать, что в украинском парламенте наконец признали наличие определенных «проблем» с применением закона о СЭЗ «Крым». Однако приходится признать, что простой отменой этого закона вопросы экономических взаимоотношений с оккупированными территориями не решить.

Все дело в том, что в статье 13 закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (далее − закон о правовом режиме) прямо предусмотрено, что особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории определяются законом. Таким законом и является закон о СЭЗ «Крым». Именно поэтому в случае отмены этого закона сфера экономических отношений с оккупированными территориями останется вообще неурегулированной. А это уж никак не решит вопрос поставки товаров, работ и услуг на льготных условиях в пользу оккупационного режима.

Ныне действующий закон о СЭЗ «Крым», кроме непосредственно создания свободной экономической зоны на территории полуострова и введения льгот по налогообложению, предусматривает ряд важных норм. Так, подпунктом 5 пункта 12.4 статьи 12 закона о СЭЗ «Крым» предусмотрено, что поставка товаров с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины с целью их свободного оборота осуществляется в таможенном режиме импорта, с учетом положений статьи 6 этого закона. Поставка товаров, имеющих таможенный статус украинских товаров, с другой территории Украины на территорию СЭЗ «Крым» приравнивается к таможенному режиму экспорта.

Таким образом, законом о СЭЗ «Крым» установлено важное правило, согласно которому пересечение границ между материковой частью Украины и АРК является пересечением таможенной территории Украины со всеми вытекающими последствиями.

Закон о правовом режиме не содержит каких-либо запретов экономических отношений с оккупированными территориями. Более того, в случае отмены закона о СЭЗ «Крым», операции по ввозу/вывозу товаров из Крыма не будут считаться экспортно-импортными, ведь статья 1 закона о правовом режиме четко устанавливает, что временно оккупированная территория Украины является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины.

Отсутствие таможенной границы с АРК означает, что ввоз и вывоз товаров с территории оккупированного полуострова будет осуществляться без каких-либо ограничений и без взимания пошлины и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Украины. При этом Россия, конечно же, продолжит наполнять свой бюджет таможенными и другими платежами в результате пересечения товарами границы с полуостровом.

Учитывая цели блокады полуострова, уже неоднократно озвученные крымскотатарскими активистами, такая отмена СЭЗ «Крым» не приведет к прекращению поставок товаров на льготных условиях в пользу оккупационного режима, а следовательно, с большой долей вероятности можно утверждать, что блокада полуострова будет продолжаться.

Следует отметить, что отмена СЭЗ «Крым» вряд ли что-то изменит для Украины в геополитическом аспекте. Факт отсутствия контроля Киева над оккупированными территориями не зависит от того, как в столице называют такую территорию − свободная экономическая зона или как-то иначе. Несмотря на то, что данный законопроект никоим образом не ограничивает торговлю с полуостровом, вопросы наших западных партнеров к Украине «так вы воюете с Россией или торгуете?» никуда не денутся.

Влияние отмены СЭЗ «Крым» на средний и крупный бизнес будет зависеть от снятия блокады с полуострова. Если блокада будет снята, то можно говорить об упрощении торговли с Крымом, так как бизнесмены должны будут заниматься только налогами в российский бюджет, и не придумывать, как получить освобождение от налогообложения торговли с СЭЗ по украинским законам. А украинский бюджет как не получал, так и не будет получать налогов и таможенных платежей в результате поставки товаров на оккупированные территории.

Между тем, закон о СЭЗ «Крым» регулирует не только таможенные вопросы в отношениях с Крымом, но и налоговые. Как нам известно, сейчас на территории Крыма отсутствуют действующие налоговые органы Украины. Отмена СЭЗ «Крым» все же приведет к необходимости создания для субъектов крымского бизнеса новых условий налогообложения и отчетности. Раньше, во время принятия закона о создании СЭЗ «Крым», одна из его авторов, Ксения Ляпина, объясняла: «Смысл СЭЗ в том, что мы понимаем: территория сейчас неподконтрольна Украине, и Россия будет собирать там налоги в свою пользу. Поэтому мы должны легализовать ситуацию, когда они (предприятия. − Forbes) временно не платят налоги».

Как мы видим, фактические условия с тех пор не изменились, и Россия действительно собирает налоги в свою пользу с вышеупомянутых предприятий. А, соответственно, опасения, которых пытались избежать путем принятия закона о создании СЭЗ «Крым», с его отменой могут воплотиться в реальность, что приведет к тотальной переоценке экономической модели ведения бизнеса в Крыму и с крымскими контрагентами. Последствием отмены СЭЗ «Крым» для предприятий в Крыму может стать, с одной стороны, возможность свободного ведения бизнеса, а с другой − двойное налогообложение их деятельности.