Дата публикации: 16 сентября 2016
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
Как и ожидалось, в минувшую пятницу на сайте ВТО был опубликован отчет Группы арбитров в рамках процедуры урегулирования спора Всемирной торговой организации (ВТО) о введенном Россией запрете на импорт свинины из Европейского Союза.
Группа арбитров признала, что российский запрет не соответствует правилам ВТО.
И это решение имеет все шансы стать знаковым и даже историческим также для Киева.
Суть спора
Спор DS475 «Российская Федерация – меры по импорту живых свиней, свинины и других продуктов из Европейского Союза» касается примененных Россельхознадзором в начале 2014 года запретных мер из-за ограниченного числа случаев вспышки африканской чумы свиней, обнаруженных в Литве и Польши вблизи границы с Беларусью.
Важный момент: немного позже такие же случаи были зафиксированы в Украине и Беларуси.
Брюссель требовал ограничить периметр запрета территорией государств, где была выявлена эпизоотия, но несмотря на это, Москва включила в него все страны-члены ЕС. В общей сложности запрет оценивается убытками в размере около $1,6 млрд в год.
8 апреля 2014 года Европейский Союз официально запросил консультации с Российской Федерацией по этому вопросу в соответствии с процедурой урегулирования споров в ВТО.
Европейский Союз утверждал, что меры противоречат положениям Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам, а также Генеральному соглашению о тарифах и торговле 1994 года. Во время консультаций стороны не смогли найти взаимоприемлемое решение и уже 27 июня 2014 года ЕС обратился с просьбой о создании Группы арбитров в ВТО.
Право на участие в качестве третьей стороны зарезервировали десять стран: Австралия, Бразилия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Норвегия, Южная Африка, Китайский Тайбэй и Соединенные Штаты.
Спор интересен своей прецедентностью и основаниями. Среди прочего, он затронул ряд вопросов, связанных с требованием провести оценку рисков на основе научных данных, с регионализацией, обоснованностью импортных ограничений и скрытостью ограничительных мер.
Интересный поворот в деле приобрел тот факт, что, по мнению ЕС, запрет импорта из Польши и Литвы был не обоснован, поскольку в то же время осуществлялся импорт из Беларуси, на территории которой также были зафиксированы неоднократные случаи вспышки этого заболевания.
Спор был достаточно сложный и длился два года. В итоге Группа арбитров пришла к выводу, что Россия действовала не в соответствии с ее обязательствами в ВТО, и рекомендовала Москве привести свои меры в соответствие с Соглашением по санитарным и фитосанитарным мерам.
Группа арбитров признала, что отказ России принять импорт из ЕС и адаптировать импортные сертификаты ЕС-РФ является запретом, который не соответствует международным стандартам.
Еврокомиссия в свою очередь считает решение Группы арбитров «серьезным сигналом России и всем членам ВТО в части их обязательств по соблюдению международных стандартов».
Впрочем, в течение 60 дней отчет Группы арбитров может быть обжалован в апелляции одной из сторон. Если этого не произойдет, то отчет будет принят и Россия будет вынуждена выполнить рекомендации.
В Минэкономразвития РФ уже сообщили, что российская сторона не согласна с некоторыми выводами Группы арбитров и что целесообразность обращения в Апелляционный орган ВТО весьма высока.
Соответствующее решение будет принято в установленные процедурой ВТО сроки — в ближайшие недели.
Вероятнее всего, Москва будет-таки будет оспаривать решение Группы арбитров в апелляции.
Во-первых, потому что итоги разрешения этого спора будут иметь прецедентное значение для всей торговли продукцией животного происхождения (в том числе и украинской), а во-вторых, с целью затянуть окончательное принятие решения.
Как известно, Россельхознадзор применяет меры к широкому спектру продукции животного происхождения, ограничивая ее импорт из третьих стан, и Украина — не исключение.
Только за два первых года членства в ВТО РФ нотифицировала более 40 актов о применении санитарных и фитосанитарных мер.
После окончательного утверждения ВТО нынешнего решения Россия будет вынуждена привести свою практику применения санитарных запретов в соответствие с международными требованиями.
Если, конечно, в России хотят сохранить свою репутацию в ВТО.
Выводы в рамках ВТО имеют системное значение, будут напоминать о необходимости выполнения международных обязательствах и о том, что они не могут быть проигнорированы.
Все это показывает: несмотря на все заявления о сложности решения споров в ВТО, а главное — долгосрочности процедур, применение процедур разрешения споров в ВТО по-прежнему остается самым сильным международным правовым механизмом, который способен устранить торговые барьеры и повысить правовую определенность и предсказуемость в торговле.
Проблема «политического» эмбарго
Но даже после окончательного разрешения спора в ВТО в пользу Брюсселя российский рынок не будет открыт для свинины из ЕС.
Ведь помимо запрета 2014 года, в России действует торговое эмбарго, которое применяется независимо от оспариваемых санитарных и фитосанитарных мер и имеет политический подтекст.
Если в рамках ВТО можно было добиться снятия санитарного запрета в силу исключительной юрисдикции вопроса в рамках международных торговых правил, то снятие эмбарго, введенного Москвой в ответ на санкции, выходит за рамки международного торгового права.
Более того, нормативные акты, которыми вводится продуктовое эмбарго на импорт товаров из ЕС и других стран, классифицируют его как применение отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. А это дает возможность России ссылаться на статью XXI ГАТТ-1994, предусматривающую исключения по соображениям безопасности, принятые во время чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях.
Практика применения исключений по безопасности в ВТО крайне ограничена, сложно прогнозируема и требует особого взвешенного подхода.
Именно поэтому пострадавшие страны не спешат оспаривать российское продуктовое эмбарго в ВТО, чтобы не создать сложный прецедент, который может негативно повлиять на международную торговлю в целом.
Впрочем, спор по свинине может дать ЕС дополнительную возможность оценить и спрогнозировать вероятность оспаривания продуктового эмбарго в ВТО.
Соответственно, успех этого спора может стимулировать ЕС оспорить и политическое эмбарго РФ.
Значение спора для Украины
К сожалению, Украина не принимала участия в деле относительно запрета по свинине в качестве третьей стороны.
Это дало бы дополнительную возможность изучить все тонкости дела для улучшения собственной практики подготовки аргументации в самостоятельных процессах при оспаривании российских мер.
Для нашей станы это очень важно с учетом отсутствия опыта в спорах ВТО в качестве истца. К тому же за последние несколько лет Украина чаще других стан страдала от запретов Россельхознадзора и Роспотребнадзора.
Принятое решение Группы арбитров подтверждает, что принимаемые Россией меры имеют мало общего с какими-либо реальными санитарными рисками и подтверждают необоснованность введённых ограничений на импорт. Более того, такие меры были определены как «скрытые меры ограничения торговли».
Это очень хороший и явный сигнал Украине о необходимости как можно скорее начинать в ВТО ранее анонсированное дело относительно мер, связанных с запретом украинского сельхозэкспорта в РФ.
Более того, есть все возможности доказать связь этих запретов с агрессией России.
Инициированные Украиной споры, вероятнее всего, будут поддержаны ЕС, США и другими влиятельными странами. Поэтому пришло время начинать играть по собственным правилам.