Оставить заявку

Сцилла и Харибда украино-российской торговли

Дата публикации: 13 января 2016

Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли

Источник: «Юрлига»

В торговых отношениях между Украиной и Россией всегда важную роль играл политический диалог, который разрешал торговые проблемы. На высшем уровне политические элиты и чиновники договаривались об условиях снятия барьеров в торговли, фиксировали их в протоколах двусторонней межгосударственной комиссии, дорожных картах. Даже после создания Таможенного союза появилась площадка для договорённостей — некий торговый диалог между Евразийской экономической комиссией и Минэкономразвития Украины, который проходил два раза в год, весной в Киеве, осенью в Москве.

С возникновением политических проблем между странами, приостановлены двусторонние контакты и переговоры по торговле. Диалог остался только в рамках органов ВТО (комитетов и Органа по урегулированию споров), а также в рамках трехсторонних консультаций Украина-ЕС-РФ, которые были основаны для минимизации последствий от применения торговых барьеров. Благодаря этим консультациям РФ в прошлом году удалось выторговать отсрочку вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной — ЕС, а в этом году выдвинуть новые требования для продления срока вступления в действие Соглашения.

На протяжении октября и ноября 2015 года Премьер-министр и министр экономического развития России сообщили о своих намерениях ввести более жесткий режим в торговле с Украиной, в связи со вступлением в силу Соглашения об ассоциации и отсутствия прогресса в трехстороннем переговорном процессе.

Президент и Премьер-министр Украины не заставили долго ждать, ответив, что отсрочек больше не будет – Соглашение вступит в силу с 1 января 2016 года, а в случае введения эмбарго и повышенных ставок, Украина отреагирует адекватно.

Какие торговые ограничения уже введены?

По оценкам экспертов с 2013 года принято более 130 мер, влияющих на торговлю и инвестиции со стороны РФ в отношении Украины. Первая волна «показательных» торговых ограничения началась в преддверии Вильнюсовского Саммита, как предупреждение для украинской элиты, чего стоит ожидать в случае заключения Соглашения с ЕС.

Органами, ограничившими торговлю пищевыми продуктами, выступили Роспотребнадзор, и Россельхознадзор в отношении кондитерских изделий, молочной, сырной и мясной продукции, алкогольной и пивной продукции, овощей и растительной продукции, кукурузной крупы, семян подсолнуха, сои, шрота, плодовоовощной и рыбной консервы и т.д.

Государственная фискальная служба России начала применять профили рисков, что повлекло простои на таможне, а также точечное непризнание сертификатов происхождения товаров из Украины.

Перестали признавать книжки МДП при перевозках и усложнили транзит через территорию РФ.

Из промышленной группы попал под ограничения экспорт каменной соли, обоев, моющих средств, ДВП.

Российским Федеральным бюджетным учреждением «Реестр сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте» в одностороннем порядке было приостановлено действие сертификатов, выданных украинским производителям вагонов и стрелочных переводов.

Также в отношении украинских ферросиликомарганца, стальных колес, кованых валков, нержавеющих труб, стальных труб и арматуры Евразийской экономической комиссией были возбуждены антидемпинговые расследования, по результатам которых предлагается ввести пошлину от 4,32% до 26,35% антидемпинговой пошлины сроком на 5 лет с правом продления.

В свою очередь украинские экспортеры начали требовать ответных мер, чтобы расширить внутренний рынок и минимизировать потери от уменьшения экспорта. Но, для принятия ответных мер нужны юридические механизмы, позволяющие это обеспечить. Украина была не готова применять ответные «скрытые меры» в виде санитарных и фитосанитарных мер или технических барьеров, поскольку любые проверки были под запретом в соответствии с законодательством.

Вместе с этим, были точечно введены специальные санкции на внешнеэкономическую деятельность некоторых компаний РФ, а также задействованы юридические инструменты торговой защиты в виде антидемпинговых и компенсационных мер. Украина впервые осуществила корректировку цены на газ в рамках антидемпингового расследования по аммиачной селитре и применила 38% пошлины, ввела компенсационную пошлину на автомобили из РФ. В результате пересмотра антидемпинговой пошлины продлены меры на российское фоат-стекло, стрелочные переводы. Начато расследование по карбамиду, каустической соде и пересмотрены меры по ДВП, шиферу, шлифовочным кругам.

В результате торговый оборот между странами существенно упал и появились дела по урегулированию споров между Украиной и РФ в ВТО.

Чего следует ожидать с 1 января 2016 года?

Следует ожидать, что с 1 января 2016 года РФ все-таки введет эмбарго и повысит ставки пошлин на определенный список товаров до уровня тарифных обязательств России в ВТО. Тем самым исполнит свои обещания, которые неоднократно заявляла на трёхсторонних переговорах — перекрыть торговлю с Украиной для защиты собственного рынка от экспорта европейской продукции под видом украинского, а также поднять вопрос о выведении Украины из-под преференциального режима зоны свободной торговли СНГ.

Что означает вывести Украину из преференциального режима торговли СНГ?

Украина имеет преференциальных режим торговли с РФ и некоторыми странами СНГ в соответствии с Договором о зоне свободной торговли. В 2011 году при подписании Н. Азаровым этого договора, неожиданно появилось приложение 6, которое ранее не планировалось в согласованном тексте. Оно предусматривает возможность в одностороннем порядке странам Таможенного союза повышать ставки пошлин в случае роста импорта, наносящего ущерб промышленности Таможенного союза в последствии заключения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС.

С этой целью на заседании совета Евразийской экономической комиссии Россия предложила Беларуси и Казахстану принять совместную резолюцию о новом режиме для украинских товаров. Этими странами предложение не было поддержано поскольку нет факта роста импорта и ущерба, но Россия получила право действовать в одностороннем порядке.

Таким образом, 19 сентября 2014 года было принято постановление Правительства РФ «О введении ввозных пошлин относительно товаров, страной происхождения которых есть Украина». В постановлении предусмотрен перечень продукции, в отношении которой в одностороннем порядке вместо нулевой пошлины будут взиматься пошлины в размере ставок Единого таможенного тарифа. Это грозит вытеснением украинской продукции китайской из российского рынка.

Повышенные ставки будут применяться к товарам общей стоимостью около 800 млн. дол. США в год. При этом, средний уровень тарифной защиты по этим товарам составляет около 8,2%.

Таким образом, пошлины могут быть повышены для ввоза украинских товаров в РФ, но по-прежнему преференциальный режим останется действовать с Белоруссией, Казахстаном и другими станами.

В дальнейшем РФ может не ограничиться только этими товарами и может расширить список до всей номенклатуры украинского импорта, также может вернуться к вопросу повышения ставок пошлин со стороны Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ.

Что означает ввести полный запрет (эмбарго) на украинские товары?

Кроме повышения ставок, следует ожидать и введение продуктового эмбарго в отношении украинских товаров с 1 января 2016 года. Поскольку еще в августе 2015 постановлением Правительства РФ включили Украину в список стран попадающих под эмбарго наряду с Канадой, США, ЕС, Австралией, Норвегией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном.

С уверенностью можно сказать, что потенциальный запрет отразится на украинском экспорте мяса, колбасных изделий, рыбе, молоке, молочных продуктах, пищевых продуктах на основе растительных жиров, а также на овощах и фруктах. В общей сложности сокращение украинского экспорта может быть на 689,1 млн. дол. США в год по сравнению с 2013 или на 388,3 млн. дол. США с 2014 г. В 2012-2014 годах эти товары в общем экспорте из Украины в РФ занимали около 4 %, а в 2015 – меньше 3%.

Как отреагирует Украина?

Заявления украинского Правительства относительно адекватной реакции, не стоит недооценивать, они вполне реальны. Украина за последних два года начала формировать юридическое поле для такой реализации. Сначала Закон Украины «О санкциях», потом Стратегия национальной безопасности Украины, юридически закрепляющая наличие «торгово-экономической войны», выражающееся в агрессивных действиях России.

Ответные меры могут быть введены в соответствии с тем же Законом «О санкциях» или путем предоставления таких полномочий КМУ для принятия адекватных мер по упрощенной процедуре. Более того, Правительством проводится работа по созданию системы привлечения государством международных юридических советников по урегулированию споров в ВТО.

Возможно уже в скором будущем, мы сможем увидеть новые споры в ВТО, а также утвержденные списки товаров, на которые Украина готова ввести эмбарго или повысить ставки пошлин в ответ.

Главное, чтобы такие списки были открыты заранее до их введения и украинский бизнес мог переориентировать свои продажи и закупки.

В этом контексте хочется посоветовать компаниям активнее сотрудничать с профильными ассоциациями и министерствами, чтобы критический импорт не попал в список запретных товаров, а также искать новые возможности на других рынках, поскольку по всей видимости в ближайшем будущем потепления торговых отношений между Украиной и Россией не предвидится.