Дата публикации: 16 июля 2025
Валерия Гудий, партнер
Источник: The Legal 500
Санкционная политика стала одним из ключевых факторов международной торговли, банковской деятельности и M&A с украинскими контрагентами. В условиях полномасштабной войны с государством-агрессором информационная безопасность стала неотъемлемой частью национальной безопасности Украины.
В 2021 году была введена Стратегия информационной безопасности (Указ Президента №685/2021), создан Центр противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности Украины (СНБО). Эти шаги стали ответом на беспрецедентные угрозы гибридного типа, в том числе – информационные атаки, сопровождающие военную агрессию.
Санкционная политика в Украине: ключевые характеристики
Санкции стали важным инструментом национальной защиты. Закон Украины «О санкциях» определяет специальные экономические и иные ограничительные меры как механизм защиты суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и прав граждан.
Решения о санкциях принимает СНБО, а вводятся они в действие Указом Президента Украины. Иски о признании неправомерным указа Президента Украины, которым введены санкции в отношении конкретного лица, могут быть поданы непосредственно в Верховный Суд. Исключением является специальная процедура взыскания активов в доход государства, осуществляемая через Высший антикоррупционный суд.
Санкции по украинскому законодательству – это специальные экономические и иные ограничительные меры, которые могут применяться с целью защиты национальных интересов, национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины, противодействия террористической деятельности, а также для предотвращения нарушения, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан Украины, общества и государства.
Перечень санкций, которые могут применяться в Украине, достаточно широк – от блокировки активов, приостановления торговых операций до взыскания активов в доход государства. На практике санкции применяются на годы, десятки лет. Ключевым является то, что механизм исключения лица из санкционного списка не реализован.
Следует признать, что санкционный механизм в Украине действует в режиме, адаптированном к чрезвычайным условиям. На сегодняшний день не принят подзаконный акт, который детализировал бы порядок применения санкций, в том числе касательно оценки доказательств или коммуникации с лицом, в отношении которого планируется применение превентивной меры в виде санкций СНБО.
Критерии введения санкций, правовые стандарты и продолжительность
Для сравнения стоит обратиться к санкционной политике Европейского Союза. Здесь ограничительные меры вводятся Советом ЕС и могут быть пересмотрены Судом ЕС, если лицо считает, что его права нарушены. Определяющим является соблюдение права лица на эффективное средство правовой защиты, а также требования прозрачности, обоснованности и достаточности доказательной базы.
Суд ЕС имеет устоявшуюся практику, согласно которой на институты ЕС возлагается обязанность доказать наличие конкретных фактов, обосновывающих включение лица в санкционный список.
Это было ярко подчеркнуто в последнем решении от 4 июня 2025 года в деле Boguslayev v. Council of the European Union (дело T‑161/23), где Суд ЕС отменил решение Совета ЕС о продлении санкций, примененных к украинскому гражданину Вячеславу Богуслаеву.
Решение в деле T‑161/23 (Boguslayev v. Council) является показательным в контексте подходов к применению санкций, поскольку в этом деле Суд прямо указал, что Совет ЕС не предоставил никаких новых доказательств или оценки поведения Богуслаева за период, который обосновывал продление санкций, и не провел надлежащей переоценки обстоятельств. Суд подчеркнул, что в основе решений о ограничительных мерах должны быть доказательства, существовавшие на момент принятия, а не лишь общие ссылки на ситуацию в Украине или в СМИ. Суд отметил, что решения должны основываться на фактах, а не на общих утверждениях или публикациях в СМИ. Такой подход демонстрирует приоритет презумпции невиновности, право быть заслушанным и юридическую определенность.
Достаточно спорным является применение санкций к лицу с ссылкой на обстоятельства из медиа-источников – статьи, суждения авторов публикаций и т.п., достоверность содержания которых целесообразно подвергать объективному скептицизму.
Верховный Суд в делах об оспаривании санкций обычно отказывает в удовлетворении исков, подчеркивая их превентивный характер в условиях политической ситуации в Украине и необходимость защиты национальных интересов государства во время военного положения. Так, в ряде решений Кассационного административного суда в составе Верховного Суда отмечается, что указы Президента Украины о санкциях не подлежат оценке по существу установления оснований, обстоятельств применения санкций и доказательств, а проверка ограничивается лишь формальным соблюдением процедуры (например, наличием предложений Службы безопасности Украины или Кабинета Министров Украины).
Инсайт: «Лицо, исключенное из санкционного списка ЕС, может годами оставаться под санкциями в Украине».
Несмотря на вызовы, с которыми столкнулась Украина, все же существуют попытки развивать стандарты доказательности. 20 февраля 2025 года Кассационный административный суд в составе Верховного Суда впервые удовлетворил иск относительно персональных санкций в деле № 990/176/23 (Луи-Мишель Дюре), признав Указ Президента №82/2023 неправомерным. Верховный Суд указал, что ответчики не доказали фактического участия лица в действиях, угрожающих национальной безопасности. Решение Верховного Суда не вступило в силу, и в настоящее время Большой Палатой Верховного Суда принято к производству апелляционное заявление Президента Украины на решение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 10 февраля 2025 года по делу № 990/176/23.
В целом, процессуальное законодательство Украины не предусматривает кассационного пересмотра судебных решений по санкционным делам, поэтому вопрос о соблюдении украинским судом прав лица на эффективную и справедливую судебную защиту в этой категории дел может решить лишь Европейский суд по правам человека.
Стратегия санкционного комплаенса для иностранных компаний
По состоянию на июнь 2025 года в Едином государственном реестре судебных решений зафиксировано более 460 исков об оспаривании санкций, примененных во время военного положения в Украине.
На практике лицо, к которому применены санкции в Украине, не уведомляется о причинах применения санкций, право на ознакомление с такими основаниями не предусмотрено никаким нормативным актом Украины.
В то же время реестр санкций является публично открытым и любое лицо перед принятием решения о будущем сотрудничестве может проверить, находится ли контрагент в санкционных списках и какие санкции к нему применены.
Юристы ЮФ «Ильяшев и Партнеры» рекомендуют компаниям, имеющим бизнес в Украине, быть внимательными к санкционным контрагентам, чтобы не подвергнуть себя риску быть включенными в санкционный список или не создать условия для обхода санкций контрагентом. Также в ближайшем будущем законодателем планируется ввести уголовную ответственность за нарушение санкций (специальных экономических и иных ограничительных мер).
Работа с украинскими партнерами или дочерними предприятиями
Следует признать, что санкционная политика Украины реализуется в условиях полномасштабной агрессии, постоянной угрозы государственной независимости, многочисленных проявлений внутренней коллаборации. Это требует гибких, а иногда и оперативных управленческих решений, которые не всегда могут быть реализованы с соблюдением всех процедур мирного времени. Санкционная политика Украины является реакцией на глубокий кризис безопасности и примером того, как государство использует инструменты публичного права для противодействия внешним и внутренним угрозам.
Подводя итог, санкции – это не только политический инструмент, но и правовая реальность с прямыми последствиями для контрактов, банковских операций и судебных процессов. Поэтому юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры» рекомендует международным и украинским клиентам:
- тщательно проверять контрагентов в публичном реестре санкций, избегая сделок с лицами, к которым применены ограничительные меры;
- использовать санкционные оговорки в договорах – право на расторжение или приостановление обязательств;
- учитывать риск обратного действия санкций: сотрудничество с лицами, находящимися под санкциями в других юрисдикциях (в том числе рф), может стать основанием для применения украинских санкций;
- ожидать криминализации нарушений санкционного режима, которая в настоящее время находится на рассмотрении законодателя.