Оставить заявку

Регистрация участником оптового энергетического рынка в Украине: вызовы для компаний-нерезидентов

Дата публикации: 29 июля 2025

Валерия Гудий, адвокат, партнер

Александр Камша, адвокат, руководитель Днепровского офиса

Источник: Ukrainian Law Firms 2025

Регистрация участником оптового энергетического рынка в Украине: вызовы для компаний-нерезидентов

С 01 апреля 2024 года операции с оптовыми энергетическими продуктами в Украине могут осуществлять исключительно лица, зарегистрированные в качестве участников оптового энергетического рынка в соответствии с Порядком регистрации участников оптового энергетического рынка, утвержденным постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее – «НКРЭКУ», «Регулятор») № 1812 от 04.10.2023 года.

Любое лицо-нерезидент, которое заключало сделки о купле-продаже или подавало предложения (заявки) на куплю-продажу соответствующего оптового энергетического продукта на оптовом энергетическом рынке с местом поставки (исполнения) в Украине или с территории Украины на территорию других стран, в частности до 20.12.2024 года, также обязательно должно было зарегистрироваться участником оптового энергетического рынка (далее – «ОЭР») в соответствии с законодательством Украины и подзаконными актами НКРЭКУ.

В законодательстве Украины предусмотрена и продолжает действовать ответственность за «осуществление в Украине операций по оптовой торговле энергетическими продуктами без регистрации участника оптового рынка», что считается нарушением на рынке электрической энергии в соответствии с п. 20 ч. 2 ст. 77 Закона Украины «О рынке электрической энергии». При совершении правонарушения на рынке электрической энергии к соответствующим участникам рынка могут применяться следующие санкции: предупреждение о необходимости устранения нарушений; штраф; остановка действия лицензии; прекращение действия лицензии. (ч. 3 ст. 77 Закона «О рынке электрической энергии»).

Для четкого понимания: под оптовым энергетическим продуктом понимаются договоры (соглашения) и деривативы независимо от места, времени и способа их заключения, в частности:

  • договоры купли-продажи электрической энергии или природного газа с местом поставки (выполнения) в Украине;
  • деривативные контракты, базовым активом которых является электрическая энергия или природный газ, заключенные в Украине или с местом поставки (исполнения) в Украине;
  • договоры о передаче электрической энергии или транспортировке природного газа в Украине, доступ к пропускной способности/распределению мощности в/из Украины;
  • деривативные контракты относительно передачи электрической энергии или транспортировки природного газа в Украине, доступа к пропускной способности/распределению мощности в/из Украины;
  • договоры на поставку электрической энергии или природного газа с разрешенной мощностью потребления (по договору с оператором системы распределения/передачи) или с номинальной мощностью потребления (по договору с оператором газораспределительной/газотранспортной системы), при которой обеспечивается потребление 600 ГВт/ч в год и более при максимальной производственной мощности потребления объекта потребителя (круглосуточное потребление в течение года).

Требование по регистрации участником ОЭР еще и в Украине также поставило иностранных контрагентов в затруднительное положение, поскольку компании-нерезиденты уже ведущие деятельность в ЕС и планировавшие выход на рынок Украины, как правило, уже обладали кодами ACER, предусмотренными законодательством стран ЕС. Однако необходимость де-факто двойной регистрации – как в ЕС, так и в Украине – существенно усложняла процесс. В результате выход иностранных компаний на рынок Украины мог занимать месяц или даже два.

Нередки были случаи, когда операции с оптовыми энергетическими продуктами осуществлялись вообще без регистрации в НКРЭКУ, что влекло за собой письма-уведомления о допущенных нарушениях с требованиями предоставить объяснения причин несоблюдения украинского законодательства.

Согласно требованиям Постановления НКРЭКУ № 1812 от 04.10.2023, для регистрации участника ОЭР лицо, намеренное осуществлять операции по оптовой торговле энергетическими продуктами, должно подать в НКРЭКУ регистрационную форму на украинском и английском языках. Указанная форма в значительной степени основывается на регистрационном формате, принятом решением Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики (ACER) № 01/20129 (в ЕС), с некоторыми адаптациями к требованиям Европейского энергетического сообщества.

Проблемным аспектом для лиц-нерезидентов являлась необходимость заполнения данной формы, ее последующая отправка по адресу НКРЭКУ в электронном и бумажном виде, а также ожидание решения НКРЭКУ о включении сведений о лице-нерезиденте в Реестр. Нередко НКРЭКУ возвращало поданные документы по формальным основаниям, например, таким как некорректное указание информации о трудовых или корпоративных связях руководителя лица-нерезидента или с некорректным, по мнению Регулятора, переводом определенных регистрационных данных лица-нерезидента (адрес местонахождения и т.п.).

Подобные сложности лишь снижали заинтересованность нерезидентов в начале или продолжении деятельности на украинском энергетическом рынке.

Что изменилось в декабре 2024 года?

Лица, намеренные осуществлять операции с оптовыми энергетическими продуктами, должны регистрироваться как участники ОЭР до начала заключения сделок купли-продажи или подачи предложений (заявок) на куплю-продажу в соответствии с оптовым энергетическим продуктом, независимо от того, зарегистрированы ли они в реестре регулирующих органов других государств как участники оптового энергетического рынка и независимо от наличия у них лицензий на право осуществления какой-либо деятельности на оптовом энергетическом рынке.

В то же время, после 20 декабря 2024 года, Регулятор ввел добровольный порядок регистрации лицами-нерезидентами участниками оптового энергетического рынка, если они имеют код, выданный Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER), или ECRB код, выданный Регуляторным органом другой Договорной стороны Энергетического сообщества, планирующие совершать или совершающие только такие операции [1]:

  • приобретение права на использование межгосударственного пересечения по результату первичного распределения пропускной способности межгосударственных пересечений; и/или
  • заказ услуг транспортировки природного газа, которым была распределена мощность точек входа/выхода на межгосударственных соединениях, кроме случаев передачи права использования такой мощности другим заказчикам.

Введение НКРЭКУ изменений (в том числе упрощение бюрократических процедур) для лиц-нерезидентов должно положительно повлиять на их заинтересованность в осуществлении своей деятельности на оптовом энергетическом рынке Украины. Это будет способствовать выходу на украинский энергорынок новых игроков, которые будут давать позитивный толчок для восстановления и развития экономики Украины. Более того, подобные упрощения процедур имеют конечной целью создание единого торгового пространства для компаний из Европы и Украины в сфере оптовой торговли энергетическими продуктами, что еще больше приблизит украинский энергетический рынок к европейскому и позволит избавиться от обременительных процедур, включая фактическое дублирование регистраций (сначала в ЕС, затем в Украине).

Вместе с тем, лицам-нерезидентам Украины, которые уже зарегистрированы как участники ОЭР, следует учитывать, что определенные особенности нуждаются в учете в работе на украинском оптовом энергетическом рынке. Данные особенности связаны с предоставлением обязательной информации и регулируются Законом Украины «О рынке электрической энергии».

Обязанности участников ОЭР предусмотрены в ч. 5 ст. 73 Закона Украины «О рынке электрической энергии» и к ним относятся следующие:

  • предоставлять НКРЭКУ информацию о хозяйственно-торговых операциях на оптовом энергетическом рынке, касающихся оптовых энергетических продуктов, включая предложения (заявки). Участник оптового энергетического рынка предоставляет такую информацию через администратора передачи данных и/или самостоятельно, если такой участник получил статус администратора передачи данных в порядке, установленном НКРЭКУ;
  • предоставлять НКРЭКУ информацию о мощности и использовании установок для производства, хранения, передачи или потребления электроэнергии, включая плановую и внеплановую недоступность таких установок.

Вопрос наличия обязанности по предоставлению информации НКРЭКУ для лица-нерезидента, не являющегося участником ОЭР и использующего свое добровольное право не проходить регистрацию в Украине (ввиду типа операций, выделенных НКРЭКУ), остается достаточно спорным до сегодняшнего дня. В настоящее время ожидается официальное разъяснение НКРЭКУ для понимания подхода Регулятора в вопросе, а распространяется ли обязанность предоставления информации через администратора передачи данных (далее – «АПД») или самостоятельно после приобретения статуса администратора передачи данных по хозяйственно-торговым операциям на оптовом энергетическом рынке, касающихся приобретения права на использование межгосударственного сечения по результатам первичного распределения пропускной способности межгосударственных сечений.

Как предусмотрено Постановлением НКРЭКУ № 618, «участники оптового энергетического рынка (…) обязаны предоставлять НКРЭКУ информацию о совершенных хозяйственно-торговых операциях на оптовом энергетическом рынке, касающихся оптовых энергетических продуктов, включая выполненные и невыполненные предложения (заявки)» [2].

Согласно п. 5.3 Постановления № 618 «участники ОЭР (…) предоставляют информацию о совершенных хозяйственно-торговых операциях, связанных с оптовыми энергетическими продуктами, включая выполненные и невыполненные предложения (заявки), а также об основных (фундаментальных) данных на рынке электрической энергии (…) через одного или более АПД на основании договора (-ов). Информация представляется обеими сторонами хозяйственно-торговой операции (продавцом и покупателем), в том числе в случае, если АПД по отчетности по данной операции является одним и тем же лицом».

Если Регулятор приходит к выводу, что даже лица, использовавшие свое добровольное право не регистрироваться участником ОЭР, обязаны предоставлять информацию через АПД или сами получать статус АПД, то это может привести к совершению лишних действий (заключение дополнительных сделок на передачу данных по АПД) или получению самостоятельного статуса АПД. Возможно в связи с этим следует ожидать внесения дополнительных изменений в нормативные документы НКРЭКУ, которые урегулируют и данный вопрос, касающийся предоставления информации.

В целом, действия НКРЭКУ являются положительными, нацеленными на ускорение процессов, снижение уровня бюрократизации процедур и должны положительно повлиять на скорость выхода лиц-нерезидентов на украинский рынок оптовых энергетических продуктов. Подобные шаги будут способствовать развитию Украины вместе со странами Европейского Союза.

[1] Постановление НКРЭКУ от 18 декабря 2024 г. № 2115 «О внесении изменений в Порядок регистрации участников оптового энергетического рынка».
[2] Постановление НКРЭКУ от 27 марта 2024 г. № 618 «Об утверждении Порядка представления информации о совершенных хозяйственно-торговых операциях, связанных с оптовыми энергетическими продуктами».