Дата публикации: 27 июля 2020
Леонид Гилевич, советник
Валерия Гудий, советник, адвокат
Источник: Ukrainian Law Firms 2020
Уже в 2019 году, после «перезагрузки» украинского правительства, избрания самого молодого Президента Украины в истории, а также Парламента с пропрезидентским большинством, новый глава государства заявил, что Украина больше не должна жить в соответствии с принятым в советское время Кодексом Законов о Труде Украины, и что следует разработать новый кодекс, обеспечивающий защиту прав не только работников, но и работодателей.
Это намерение было закреплено в Указе Президента Украины № 713/2019 от 20 сентября 2019 года «О неотложных мерах по обеспечению экономического роста, стимулирования развития регионов и предотвращения коррупции», на основании которого Кабинету Министров Украины было поручено разработать законопроект, необходимый для изменения трудового законодательства Украины до 1 января 2020 года.
Практически сразу после этого, на основании Постановления Верховной Рады Украины № 188-IX от 4 октября 2019 года была принята «Программа деятельности Кабинета Министров Украины», определяющая «либеральное трудовое законодательство, позволяющее работодателям легко создавать новые качественные рабочие места, поощрять лучших сотрудников и выплачивать более высокую заработную плату», что является одной из основных целей Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства.
В соответствии с вышеизложенным, упомянутому министерству удалось разработать проект Закона Украины «О труде» менее чем за 3 месяца, а Кабинет Министров Украины представил такой законопроект на рассмотрение парламента 28 декабря 2019 под № 2708. Важно отметить, что уже в ноябре 2019 года различными парламентскими группами было разработано 2 альтернативных проекта еще более указывая, таким образом, на неизбежность изменений.
13 февраля 2020 года глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов объявил, что работа над различными законопроектами в этой сфере должна быть завершена в марте 2020 года.
Однако в начале марта 2020 года законопроект № 2708 был отозван Кабинетом Министров на фоне призывов к усилению защиты работников. Тем не менее, работа над новым Трудовым кодексом или законом с другим названием, но аналогичной важности продолжается, и за основу взят законопроект № 2708, как недавно подтвердил парламентский Комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.
При этом так случилось, что долгожданная реформа фактически была начата даже без принятия нового Трудового кодекса. Пандемия коронавируса породила возникновение новых стимулов, когда для поддержания экономики потребовалось введение более гибких форм труда, которые до сих пор практически не предусматривались действующим трудовым законодательством, и в Трудовой кодекс Украины были внесены самые необходимые изменения, предусматривающие надлежащее регулирование удаленной работы.
В общем, кажется, что завершение реформы трудового законодательства в ближайшем будущем неизбежно, и может осуществиться в 2020 году, продолжая таким образом своеобразную традицию крупной реформы трудового законодательства происходящую в Украине через каждые 49 лет (поскольку действующий Трудовой кодекс Украины № 322-VIII был принят 10 декабря 1971 года, а его предшественник датируется 1922 годом). И хотя законопроект № 2708 был отозван для доработки, он, тем не менее, служит индикатором того, чего можно ожидать от этой реформы.
Законы с советскими корнями
Принятый в 1971 году в «стране рабочих и крестьян», Трудовой кодекс Украины на заре независимости последней вряд ли подходит для новой рыночной экономики и должен был претерпеть серьезные изменения за несколько последних десятилетий. Его обновленная версия, вместе с некоторыми другими законами и постановлениями, составляет сегодня основу украинского трудового законодательства. Кодекс состоит из 18 глав и 265 статей и регулирует все основные вопросы, касающиеся занятости, такие как трудовой договор, коллективный договор, рабочее и нерабочее время, оплату труда, связанные с наймом гарантии и компенсации, ответственность работников, трудовые споры и другие вопросы.
Трудовой кодекс Украины гарантирует соблюдение минимальных государственных гарантий (в том числе касающихся условий и оплаты труда), на которые может рассчитывать каждый сотрудник, устанавливает строгую ответственность за несоблюдение работодателями трудовых прав работников и позволяет государству применять к нарушителям финансовые санкции.
Трудовой кодекс Украины запрещает допуск к работе без заключения трудового договора, а также не допускает незаконное увольнение работника, обеспечивая, по сути, исчерпывающий перечень оснований для прекращения трудовых отношений, включающий взаимное согласие сторон, заявление работника об увольнении по собственному желанию, истечение срока трудового договора, систематическое неисполнение трудовых обязанностей и пр. В случае увольнения работника по инициативе работодателя последний должен доказать наличие оснований для увольнения такого работника. Каждому работнику предоставляются в целом эффективные действующие права по защите своих интересов, связанных с трудоустройством, в том числе путем обращения в суд.
Тем не менее, большинство наблюдателей согласны с тем, что Трудовой кодекс Украины еще полностью не избавился от всех своих советских корней и просто не способен этого добиться, поскольку действующее украинское трудовое законодательство содержит подзаконные акты (многие нормы были приняты в 1970-х годах, а некоторые даже в 1930-е годы), состоящие из положений, противоречащих как друг другу, так и первичному законодательству. И последнее, но не менее важное: имплементация обязательных международных актов и положений Европейского Союза в украинское законодательство также стоит на повестке дня и не может быть достигнуто без проведения основательной реформы.
Долгожданная реформа
В настоящий момент нельзя предугадать, что будет из себя представлять следующий проект Закона «О труде» или КЗоТ, но работающая над документом группа основывается «на общей структуре и положениях проекта Закона № 2708 «О труде».
Судя по всему, в нем сохранятся правила гибкого рабочего графика, недавно принятые в соответствии с законом № 540-IX от 30 марта 2020 года и применяемые к режиму гибкого рабочего времени и удаленной работе. Эти правила, предназначены для упрощения и уточнения внедрения и использования соответствующих режимов работы, поскольку до этого удаленная работа регулировалась, по существу, на основании устаревшего Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам № 275/17- 99 от 29 сентября 1981 года.
Недавно принятые положения включают определение различных форм гибкого рабочего времени (включая нормированное рабочее время, гибкий рабочий график или специальное время для отдыха и приема пищи), ограничение на использование указанных режимов, требования к режиму удаленной работы и ее оплате, а также особые правила применения вышеуказанных режимов работы в случае эпидемии, пандемии, военной угрозы, техногенного воздействия или стихийных бедствий. Однако такие правила по-прежнему нуждаются в доработке, в частности, для надлежащего регулирования степени ответственности работодателя в случае возникновения несчастных случаев, происходящих с сотрудниками, работающими из дома или в другом месте за пределами офиса работодателя.
Что касается остального, то бизнес, вероятно, надеется, что следующий законопроект будет в целом следовать подходу к сущности трудовых отношений, продемонстрированному в законопроекте № 2708. Этот подход можно охарактеризовать как более сбалансированный, а это означает, что в то время, как Трудовой кодекс Украины в основном направлен на защиту прав и интересов сотрудников, новый законопроект также содействует укреплению прав работодателей и, следовательно, бизнеса. Показателем глобального сдвига является тот факт, что проект закона «О труде» был сильно раскритикован крупными украинскими профсоюзами. Полномасштабное продолжение следования этому подходу вызывает сомнения, поскольку вспышка коронавируса демонстрирует желание государства сохранить занятость в критических ситуациях за счет бизнеса и, таким образом, право работодателя прекратить работу без какой-либо причины, предусмотренное в законопроекте № 2708, возможно будет удалено в следующей редакции документа.
В то же время, как в законопроекте № 2708, а также и, по всей видимости, любом другом будущем подобном документе, таким образом, соответственно, сохраняются и будут сохраняться наиболее важные социальные гарантии, включая особое отношение к определенным категориям сотрудников (например, беременным женщинам, сотрудникам с детьми, лицам, призванным службу в армию и т. д.)
Говоря о структуре, по сравнению с КЗоТ Украины, проект закона «О труде» является более компактным и состоит из 10 глав и 98 статей. Указанный документ не только более компактен, он еще и предусматривает отмену целого ряда других законов и постановлений, таким образом, стремясь к максимальному объединению в одном документе всех основных правил, касающихся трудовых отношений. Вероятно, так будет и с любым новым законопроектом, подлежащим разработке.
Помимо вышеописанного, законопроект № 2708 характеризуется следующими основными особенностями (и законодатель, вероятно, намеревается сохранить многие из них (а может быть, даже большинство) при разработке нового законопроекта):
— Снижение уровня государственного вмешательства в индивидуальные трудовые отношения и предоставление работодателю и работнику большей свободы в определении своих взаимных прав и обязанностей в трудовом договоре.
— «Дебюрократизация» трудовых отношений и внедрение упрощенной электронной формы для замены многочисленных бумажных документов, связанных с трудоустройством,
— Адаптирование трудовых договоров путем введения нескольких новых типов договоров (в том числе краткосрочных договоров, договоров о гибком графике работы, сезонных и студенческих договоров), для усовершенствования соответствия потребностям различных типов и периодов занятости.
— Введение процентных выплат за несвоевременную выплату заработной платы.
— Продление разрешенного неоплачиваемого отпуска с 15 до 30 календарных дней в году.
— Внедрение новых подходов к разрешению индивидуальных трудовых споров, в том числе посредством медиации.
— Введение законодательного определения занятости и ее характеристик во избежание путаницы с соответствующими подрядчиками и, соответственно, для предотвращения любого преднамеренного определения занятости контролирующими органами государства там, где они фактически отсутствуют.
— Дополнительная защита недискриминационных принципов (включая недавно предложенную защиту от «моббинга» — экономического или эмоционального насилия на рабочем месте) и реализация принципа равной оплаты за равный труд. Важно отметить, что работодатель обязан доказать отсутствие дискриминации, если работник, столкнувшийся с ней, обратится в суд за защитой своих прав.
Как указывалось ранее, законопроект № 2708 предусматривал усиление порядка увольнения сотрудников и расширение оснований для увольнения. Принципиальным нововведением в этом отношении было право работодателя прекратить трудовые отношения с заблаговременным уведомлением (от 15 до 90 дней) без каких-либо дополнительных оснований, в отличие от подхода, предусмотренного Трудовым кодексом Украины, предусматривающем возможность одностороннего увольнения только в случаях, перечисленных в Кодексе, которые, в большинстве случаев, представляли из себя прекращение трудоустройства по уважительной причине. Хотя, возможно, это уже не соответствует действительности, все же можно ожидать, что следующий законопроект будет гарантировать большую сбалансированность между интересами бизнеса и сотрудников, чем существующий Трудовой кодекс Украины.
Важно отметить, что проект закона «О труде», в той форме, в которой он был разработан, как ожидалось, уменьшит значимость профсоюзов. Хотя, бесспорно, является важным, что с целью обеспечения улучшения оплаты труда, пособий и других условий труда работников, профсоюзы в настоящее время пользуются достаточно широкими правами в отношении вопросов занятости, некоторые считают, что эти права иногда используются неправильно в ущерб бизнесу и самим сотрудникам.
В то время, как работа над реформой продолжается, существует общее понимание того, что изменения давно назрели. Предполагается, что после своего завершения реформа приблизит трудовое законодательство и трудовые отношения в Украине к европейским и международным стандартам, посодействует «детенизации» (легализации) экономики и предложит более четкие и простые правила для сотрудничества работодателей и сотрудников.