Оставить заявку

Реформа процедуры банкротства: что изменит проект 4409?

Дата публикации: 17 мая 2023

Вадим Кизленко, адвокат, советник, арбитражный управляющий

Источник: «Лига: Закон»

Законом № 2971-IX (проект №4409) расширен круг участников дела о банкротстве, в частности, к ним отнесены лица по правам или обязанностям которых существует спор.

Также изменениями предусмотрено, что заявления участников производства по делу о банкротстве рассматриваются внутри дела о банкротстве по правилам упрощенного искового производства. При этом истец имеет право в исковом заявлении заявить мотивированное ходатайство о рассмотрении дела по правилам общего искового производства. Если суд по результатам рассмотрения ходатайства истца придет к выводу о рассмотрении дела порядке общего искового производства, он отмечает об этом в постановлении об открытии производства по делу.

Учитывая, что сроки процедур банкротства ограничены, можно предположить, что такие изменения имеют целью ускорение сроков рассмотрения соответствующих заявлений и скорейший возврат имущества в ликвидационную массу. Вместе с тем эти изменения могут иметь также и негативные последствия, учитывая, что они могут привести к ограничению прав ответчиков и третьих лиц навести суду свои доводы и предоставить доказательства.

В любом случае рассмотрение соответствующих заявлений в порядке упрощенного производства не лишает участников права на апелляционное и кассационное обжалование решений, принятых по результатам их рассмотрения.

Кстати, Законом расширен перечень судебных актов, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке. К таким актам, в частности, отнесены определения об открытии производства по делу о банкротстве и решения, принятые по результатам рассмотрения заявлений, поданных в рамках производства по делу о банкротстве.

Ускорению рассмотрения дел о банкротстве должно также способствовать то, что со дня вступления в силу Закона в апелляционный или кассационный суд направляются материалы дела в истребованном определением апелляционного или кассационного суда части. Суд, рассматривающий апелляционную или кассационную жалобу, может истребовать дело о банкротстве в полном объеме по собственной инициативе. Надлежащим образом заверенные копии дела или части дела остаются в суде для дальнейшего осуществления производства по делу о банкротстве (неплатежеспособность).

Материалы дела о банкротстве, касающиеся заявления, поданного в порядке, определенном статьей 7 Кодекса, направляются хозяйственным судом в апелляционный или кассационный суд в полном объеме. Надлежащим образом заверенные копии дела остаются в суде для дальнейшего осуществления производства по делу о банкротстве

Законом урегулирован порядок и последствия рассмотрения нескольких заявлений об открытии производства по делу о банкротстве, поступивших в суд. Так, в случае представления к открытию производства двух или более заявлений кредиторов об открытии производства по делу о банкротстве хозяйственный суд назначает заявления к рассмотрению в одном судебном заседании, по результатам которого по заявлению, поданному первым, в случае его соответствия требованиям настоящего Кодекса, открывает производства по делу о банкротстве. Иные заявления хозяйственным судом оставляет без рассмотрения.

Эта новелла является законодательным отражением судебной практики Верховного Суда, сложившейся в подобных правоотношениях.

Изменениями расширен перечень лиц, несущих субсидиарную ответственность. Так, лица, совершившие, согласовавшие сделки или совершившие имущественные действия, определенные статьей 42 Кодекса, которые в дальнейшем признаны недействительными или опровергнуты по решению суда, несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в пределах суммы причиненных должнику такими имущественными.

Такие изменения будут однозначно дисциплинировать должностных лиц должника относительно формирования дружеской кредиторской задолженности или отчуждения имущества должника в пользу связанных лиц или по заниженной стоимости. Следовательно, должны повысить эффективность процедур банкротства.

Я положительно оцениваю новеллу, согласно которой суд может принять решение о введении процедуры санации и после признания должника банкротом при условии наличия одобренного собранием кредиторов плана санации. Это повысит вероятность достижения основной, по моему мнению, цели банкротства – восстановление платежеспособности должника. Вместе с тем это может дать недобросовестным кредиторам и должнику инструменты для затягивания процедуры банкротства.

Однозначно будет иметь положительное практическое влияние норма, согласно которой ликвидатор имеет право использовать для расчетов с кредиторами-нерезидентами валютный счет должника в банковском учреждении

В случае продажи на аукционе в ликвидационной процедуре имущества банкрота в виде единого имущественного комплекса, изменение владельца единого имущественного комплекса не является основанием для переоформления документов и/или внесения изменений в документы, удостоверяющие права такого юридического лица на владение, пользование, распоряжение имуществом, переоформление лицензии и других документов разрешительного характера, внесение изменений в договор аренды и/или его переоформление по земле и другому имуществу должника. В таком правоотношении покупатель всего имущества должника в виде единого имущественного комплекса является правопреемником должника в этой части. В таком случае новый собственник имущества должника вправе продолжать осуществление определенных действий по производству хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании выданной ранее такому должнику лицензии или документа разрешительного характера.

Указанные в предыдущем абзаце изменения должны повысить экономическую привлекательность объектов, которые продаются в банкротстве и, соответственно, повысить стоимость такого имущества, что, в свою очередь, повлечет увеличение размера погашенных требований кредиторов.

Решить вопрос о возможности ликвидации предприятий, имущество которых находится на неподконтрольной Украине территории, поможет норма, позволяющая ликвидатору, не обнаружившему имущественных активов, подлежащих включению в состав ликвидационной массы, отдельно указать такие имущественные активы в ликвидационном балансе и подать в хозяйственный суд ликвидационный баланс, удостоверяющий отсутствие у банкрота имущества.

Выявление после закрытия производства по делу о банкротстве имущества банкрота, достаточного для покрытия расходов, связанных с производством по делу, является основанием для возобновления хозяйственным судом производства по делу по ходатайству участника дела. В случае, если производства по делу о банкротстве не было возобновлено, такое имущество банкрота по решению хозяйственного суда переходит в собственность соответствующего территориального общества или в государственную собственность, при условии, что должник является государственным предприятием или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более 50 процентов акций (долей) принадлежат государству.

Будет способствовать скорейшему завершению ликвидационных процедур, норма в соответствии с которой архивное учреждение, определенное для дальнейшего хранения архивных документов банкрота, обязано принять их на хранение безвозмездно. Ранее ликвидатор для передачи документов в архив должен был либо платить свои средства (поскольку далеко не у всех банкротов есть деньги на счете), либо обращаться в суд с заявлением об обязательстве архивного учреждения принять документы безвозмездно.

Согласно новым изменениям, арбитражный управляющий по делу о банкротстве государственных и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций принадлежат государству, должен сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих по делам о банкротстве государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций принадлежат государству.

Ранее была практика присвоения арбитражным управляющим уровням. Только арбитражные управляющие 5 уровня (высшего) имели право принимать участие в банкротствах государственных предприятий. В определенное время мы отошли от этой практики, а сейчас фактически снова возвращаемся. Отсутствует законодательный механизм сдачи арбитражными управляющими соответствующих экзаменов. После его анализа можно будет сделать прогнозы относительно того, отразится ли это нововведение положительно на процедурах банкротства или наоборот усложнит и без того сложные дела о банкротстве госпредприятий.