Дата публикации: 28 августа 2018
Александр Фефелов, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права
Источник: Ukrainian Law Firms 2018. A Handbook for Foreign Countries
В последние несколько лет количество публичных закупок в Украине растет быстрыми темпами и все больше и больше иностранных компаний предлагают свою продукцию бюджетным организациям. Согласно статистике портала bi.Prozorro, в 2017 году было организовано более 1 миллиона публичных закупок, с договорами на общую сумму более 836 миллиардов гривен.
Нормативное регулирование
Основными правовыми документы, регулирующими публичные закупки в Украине, являются:
— Соглашение об ассоциации между ЕС и его государствами-членами, с одной стороны, и Украиной, с другой стороны (Соглашение об ассоциации)
— Соглашение ВТО о государственных закупках (AGP) (дата присоединения Украины – 18 мая 2016 года);
— Закон Украины «О публичных закупках» № 925-VIII (Закон о закупках).
В соответствии с Соглашением об ассоциации Украина должна обеспечивать недискриминационный и равный доступ иностранных участников торгов на рынки публичных закупок на основе принципа национального режима на национальном, региональном и местном уровнях для государственных контрактов и концессий в традиционном и коммунальном секторе.
В свою очередь, Соглашение ВТО о государственных закупках предусматривает обязательный доступ иностранных участников (с других стран-участниц Соглашения) к украинским закупкам на основе национального режима и принципа недискриминации, за определенными исключениями, предусмотренными Соглашением. Украинские участники также могут иметь доступ к внешним рынкам государственных услуг.
В соответствии с Соглашением об ассоциации и Соглашением ВТО о государственных закупках Украина должна приблизить национальное законодательство в сфере публичных закупок к законодательству ЕС о публичных закупках и провести институциональные реформы. С целью создания эффективной и прозрачной системы публичных закупок, основанной на принципах ЕС и нормах Соглашения о государственных закупках, Законом о закупках внедрены достаточно революционные правила проведения публичных закупок, обеспечивающие участие иностранных и национальных участников торгов в процедурах закупок на равных условиях. Процедуры проводятся на основе принципов добросовестной конкуренции, максимальной экономии и эффективности, прозрачности, недискриминации, объективного и беспристрастного оценивания участников торгов и предотвращения коррупционной деятельности.
Поскольку преодоление безудержной волны нарушений в сфере публичных услуг традиционно остается одним из важнейших вопросов повестки дня развития национальной экономики, в дополнение к революционным изменениям в процедурах государственных закупок, Закон о закупках также предусматривает надежную систему контроля за соблюдением правил конкуренции, направленных на экономию денежных ресурсов бюджетов различных уровней.
Правовые особенности, предусмотренные Законом о закупках
К заказчикам применяются особые требования Закона о закупках, если стоимость заказываемых товаров или услуг равняется или превышает 200 000 гривен, для работ – 1 500 000 гривен, а к заказчикам, осуществляющим особую хозяйственную деятельность, если стоимость товаров или услуг равняется или превышает 1 000 000 гривен, а для работ – 5 000 000 гривен («надпороговые закупки»).
Важнейшей предусмотренной Законом разработкой является то, что, за отдельными исключениями, которые главным образом касаются обеспечения национальной безопасности и интересов, все публичные надпороговые закупки осуществляются исключительно в электронной системе закупок на авторизованных торговых электронных платформах, соединенных с веб-порталом ProZorro, который является информационной и телекоммуникационной системой, состоящей из модуля электронных торгов и базы данных (часть системы электронных закупок), которая обеспечивает создание, хранение и обнародование всей информации о закупках, проведение электронных торгов, автоматический обмен информацией и документами через интернет. Она предоставляет свободный доступ, в частности, к информации о закупках, обсуждениям заказчиков и участников торгов, жалобам и результатам их рассмотрения и т.п.
В ProZorro публикуется вся информация о закупках, тендерная документация, предложения и документы, подтверждающие предложения, и т.д., и любое заинтересованное лицо может получить свободный доступ ко всем документам и проверить их на несоответствие и нарушения.
Если ожидаемая стоимость товаров и услуг достигает 133 000 евро, или 515 000 евро для работ, вся информация, размещенная в системе ProZorro, дублируется на английском языке. Для закупок, стоимость которых ниже надпороговых показателей, предполагается добровольное использование ProZorro. Если стоимость закупки составляет 50 000 гривен, заказчик должен опубликовать в системе ProZorro сообщение о присужденном контракте.
Формы закупок
Закон о закупках предусматривает три формы закупок:
— открытые торги (предполагает наличие, по крайней мере, двух участников);
— конкурентный диалог (двухэтапная процедура, используемая, когда заказчик не может определить необходимые характеристики работ или тип услуг и требует их обсуждения с участниками торгов, или когда требования к определенным услугам необходимо согласовать);
— переговорная процедура (выбор поставщика на основе результатов переговоров), что в основном используется при приобретении определенных конкретных вещей, таких как произведения искусства, или при отсутствии конкуренции, в чрезвычайных ситуациях или после отмены двух тендеров из-за отсутствия необходимого количества участников.
Квалификационные критерии
Участники торгов должны соответствовать квалификационным требованиям, определенным заказчиком, как, например: наличие оборудования и материально-технических средств, квалифицированного опытного персонала, опыта выполнения аналогичных контрактов. В случае заказа отдельных видов продукции квалификационные требования не устанавливаются. Даже самые привлекательные предложения могут быть отклонены, если победитель не отвечает квалификационным критериям, или если необходимое обеспечение предложения не было предоставлено.
Некоторые лица не могут претендовать на участие в торгах, в том числе те, которые сделали особые предложения должностным лицам заказчика или других государственных органов с целью выигрыша тендера; лица, включенные в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения; физические или юридические лица, уполномоченные официальные лица которых несут ответственность за коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок; предприятия, которые в течение 3 последних лет несут ответственность за антиконкурентные согласованные действия в виде искажения результатов тендера; лица, связанные с другими участниками торгов или членами тендерного комитета или уполномоченным лицом заказчика; банкроты и лица, подлежащие ликвидации; лица, информация о конечном бенефициарном владельце которых отсутствует в государственном реестре; лица, не имеющие антикоррупционной программы или должностного лица, ответственного за осуществление антикоррупционной программы, если стоимость покупки превышает 20 000 000 гривен и т.п.
Сроки обнародования
Закон о закупках устанавливает сроки обнародования информации об отдельных аспектах процедуры в системе ProZorro. Например, объявление о проведении процедуры закупки и тендерная документация публикуется не позднее чем за 15 дней до даты раскрытия тендерных предложений, если стоимость товаров/услуг не превышает 133 000 евро, а работ 5150 000 евро, и не позднее чем за 30 дней в случае превышения указанных выше пороговых значений. Закупки не могут проводиться без их предварительного обнародования в ProZorro.
Средства правовой защиты
— Рассмотрение жалоб органом обжалования
Антимонопольный комитет Украины является независимым органом по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок. Жалобы рассматриваются ее Постоянной административной комиссией по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок (Административный совет), которая состоит из трех специальных уполномоченных представителей АМКУ. Рассмотрение жалоб возможно только в том случае, если они загружены в ProZorro. Сразу после принятия претензии Административной комиссией ProZorro автоматически останавливает начало электронного тендера и не обнародует договор о закупке. При обжаловании заказчики могут устранить указанные в претензии нарушения, но не могут действовать и принимать решения по закупкам; при этом договор о закупке не заключается. Рада должна принять решение по претензии в течение 15 рабочих дней.
Заявители жалоб могут ожидать от Совета установления факта наличия нарушений и инструкций для заказчика, например: предоставление необходимых документов и объяснений, устранение дискриминационных условий, отмена процедуры или решений об отклонении предложения участника торгов, доступ к аукциону или выбор победителя. Административный сбор за подачу составляет 5 000 гривен в случае заказа товаров или услуг, и 15 000 гривен при заказе работ. По статистике, удовлетворяются более половины принятых и рассмотренных претензий. Например, в 2017 году Административный совет рассмотрел претензии на общую сумму 90,58 миллиардов гривен и обязал заказчиков исправить нарушения на общую сумму 37,38 миллиардов гривен. Таким образом, участники торгов не должны пренебрегать процедурой обжалования своих прав и законных интересов.
— Мониторинг публичных закупок
Недавно, 27 января 2017 года, в связи с насущной необходимостью совершенствования системы мониторинга и контроля расхода и предотвращения потерь бюджетных средств во время государственных закупок, вступил в силу Закон № 2265-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок» (Закон о мониторинге). В нем Государственная аудиторская служба (Аудиторская служба) определена как единственный соответствующий государственный орган, уполномоченный осуществлять мониторинг публичных закупок на всех этапах, включая заключение и исполнение договора о закупке. Важно то, что Закон о мониторинге предусматривает внедрение и использование автоматических показателей риска, то есть конкретных критериев с заданными параметрами, что позволит Аудиторской службе автоматически выявлять подозрительные закупки. Процедура мониторинга также может быть инициирована в случае получения информации о нарушениях от государственных органов, от СМИ, по данным, хранящимся в ProZorro и т.п.
Однако необходимо отметить, что мониторинг не приостанавливает процедуру закупок, как это происходит в случае с принятием жалобы Административным советом. Очевидно, что вся информация о мониторинге и обмен информацией между Аудиторской службой и объектом мониторинга должны осуществляться в электронной форме в системе ProZorro, а значит, такая информация становится общедоступной.