Дата публикации: 29 декабря 2022
Вадим Кизленко, адвокат, советник, арбитражный управляющий
Источник: «Юридическая Газета»
После начала полномасштабной военной агрессии рф против Украины и введения военного положения на всей территории нашего государства, юридический бизнес, как и подавляющее большинство бизнесов, остановил свою работу. Процедура банкротства, как и любая судебная процедура, напрямую зависит от функционирования судов. Ориентировочно в июне суды начали полноценно функционировать и, соответственно, «ожили» банкротства. Несмотря на все трудности, практика банкротства продолжает существовать, появляются новые запросы по инициированию процедур банкротства как от кредиторов, так и от должников.
Министерство юстиции Украины достаточно оперативно отреагировало на военные реалии и отменило плановые проверки арбитражных управляющих. Также была отсрочена подача обязательной отчетности, чем регулятор ослабил контроль за деятельностью арбитражных управляющих со стороны Минюста. По-моему, это не повлияло негативно на процедуры банкротства: судебного контроля за деятельностью арбитражных управляющих достаточно.
За период полномасштабной войны Кодекс по процедурам банкротства Украины не претерпел изменений. Наиболее дискуссионным в профессиональной среде сейчас является проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины по процедурам банкротства по недопущению злоупотреблений в сфере банкротства на период военного положения» № 8231.
Основными новеллами указанного законопроекта является введение так называемого «военного моратория» на банкротство: предлагается запрет на открытие производств по делам о банкротстве по инициативе кредитора на основании денежных требований, возникших до 24.02.2022 и остановки производства по делам, возбужденным после 24.02. Такая инициатива не окажет положительного влияния на экономику: у нас уже был «ковидный мораторий», ничего хорошего для сообщества он не принес и, как следствие, был отменен.
Существует правило, что долги необходимо отдавать. Лоббируя «военный мораторий» на банкротства, государство становится на защиту исключительно должников. По моему мнению, современная рыночная экономика должна больше регулироваться рыночными механизмами, а не государственным вмешательством. Все сейчас находятся в одинаковых условиях, мы живем в реалиях войны. Становясь на защиту должников, государство может спровоцировать ситуацию, когда, защищая от банкротства неплатежеспособных должников, это повлечет за собой дальнейшую неплатежеспособность и кредиторов, которых лишили возможности защитить свои права путем удовлетворения своих требований через процедуру банкротства.
Преимуществами инициирования дела о банкротстве для должника является то, что после возбуждения дела о банкротстве суд вводит мораторий на удовлетворение денежных требований, возникших до возбуждения дела. По общему правилу, на протяжении действия моратория кредиторы не вправе осуществлять взыскание задолженности (в т.ч. в принудительном порядке). Следовательно, после возбуждения дела о банкротстве, должник получает тайм-аут в отношениях с кредиторами. Имеет возможность оценить свои активы и пассивы, проанализировать возможные варианты выхода из кризиса, договориться с кредиторами.
Для кредиторов безоговорочным преимуществом процедуры банкротства является то, что в соответствии с ч. 1 ст. 42 Кодекса Украины по процедурам банкротства сделки, совершенные должником после открытия производства по делу о банкротстве или в течение трех лет, предшествовавших открытию производства по делу о банкротстве, могут быть признаны недействительными хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве по заявлению арбитражного управляющего или кредитора , если они нанесли ущерб должнику или кредиторам на специальных основаниях. Такие эксклюзивные условия есть только в процедуре банкротства, и они дают реальную возможность вернуть в собственность должника незаконно выведенные активы и в дальнейшем за счет их продажи удовлетворить денежные требования.