Дата публикации: 29 октября 2015
Александр Денисенко, адвокат
Источник: «Экономическая правда»
Недавно в прессе появилась новость о том, что закон о создании свободной экономической зоны «Крым» будет отменен.
Об этом сообщил президент Петр Порошенко во время встречи с лидерами крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым.
Одной из возможных причин такого решения президента стало начало блокировки активистами всех трех пунктов пропуска в Крым со стороны материковой части Украины с целью недопущения поставки украинских товаров на полуостров.
По словам Джемилева, акция по блокированию будет прекращена в случае отмены закона о СЭЗ.
Блокада полуострова наносит продавцам товаров и перевозчикам существенный ущерб, однако шансы получить возмещение через суд незначительные, поскольку решение о блокаде является инициативой крымскотатарских активистов, а не государственных органов.
Какие же последствия будет иметь отмена данного закона для бизнеса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует проанализировать какие именно правила ввоза и вывоза товаров были установлены законом о СЭЗ.
Закон о СЭЗ был принят во исполнение статьи 13 Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Она предусматривает, что особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории определяются законом.
Закон о СЭЗ устанавливает правовой режим ввоза и вывоза товаров с временно оккупированной территории, а также особенности налогообложения таких операций.
Закон предусматривает целый ряд льгот в налогообложении в связи с введением свободной экономической зоны. Так, освобождаются от налогообложения доходы, полученные юридическими лицами и их обособленными подразделениями на временно оккупированной территории, а также операции с других объектов налогообложения на этой территории.
Поставка товаров с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины с целью их свободного обращения осуществляется в таможенном режиме импорта. Поставка товаров, имеющих таможенный статус украинских товаров, с другой территории Украины на территорию СЭЗ «Крым» приравнивается к таможенному режиму экспорта.
Согласно подпункту 6.6 статьи 6 Закона, товары, выпущенные для свободного обращения на временно оккупированной территории Украины, считаются товарами происхождением из Украины и свободно перемещаются на другую территории Украины без применения каких-либо пошлин при условии представления сертификата о происхождении товара из Украины, который выдается торгово-промышленными палатами на остальной территории Украины.
Таким образом, в случае отмены закона будут отменены льготы, связанные со свободной экономической зоной. Однако отмена закона не приведет к автоматическому запрету ввоза и вывоза товаров. Это связано с тем, что закон о правовом режиме не содержит запретов относительно экономических отношений с такими территориями.
Более того, в случае отмены закона о СЭЗ операции по ввозу и вывозу товаров не будут считаться экспортно-импортными. Статья 1 закона о правовом режиме четко устанавливает, что временно оккупированная территория Украины является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины.
Таким образом, перевозка товара в Крым не будет ничем отличаться от перевозки такого же товара, например, из Киева в Черкассы.
Поскольку особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории должны определяться законом, следует ожидать, что вместе с отменой закона о СЭЗ и до принятия нового закона правительство введет временный порядок экономических отношений с Крымом.
Какие правила налогообложения, ввоза и вывоза товаров из Крыма будет предусматривать этот порядок, и как это скажется на бизнесе, покажет время.