Дата публикации: 12 февраля 2025
Алена Омельченко, партнер, руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
11 февраля президент США Дональд Трамп дал старт событиям, которые могут обернуться полномасштабной торговой войной – с крайне нежелательными последствиями также и для Украины.
В этот день на сайте Белого дома было опубликовано уведомление о возобновлении 25% пошлины на импорт стали и алюминия. Эти меры представлены как защита критически важных для Америки сталелитейной и алюминиевой отраслей, пострадавших из-за «несправедливой торговой практики» и глобального демпинга на рынке металлов.
В качестве причины введения пошлин указано масштабное субсидирование производства стали и алюминия со стороны иностранных правительств. Однако в Белом доме не уточнили, о каких именно странах идет речь, и уж тем более не привели конкретных доказательств в поддержку этих обвинений.
Вместо адресных мер США ввели защитные пошлины для всех стран, включая, конечно, и Украину.
Соответствует ли это решение Трампа международным обязательствам Соединенных Штатов?
Напомним: соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) четко регламентируют порядок защиты национальных производителей от демпинга, субсидированного импорта или резкого роста поставок.
В частности, правила ВТО требуют проведения антидемпинговых и антисубсидиционных расследований в отношении тех стран и компаний, которые нарушают конкуренцию. Такие расследования длятся около года, а заинтересованные стороны имеют право защищать свои интересы в ходе специальной процедуры. Однако Вашингтон проигнорировал эти нормы, предпочтя действовать в одностороннем порядке, опираясь исключительно на собственное законодательство. Тем самым США провоцируют другие страны на введение ответных мер.
Это, в свою очередь, ставит под вопрос будущее ВТО как эффективной площадки для разрешения глобальных торговых споров — особенно пока Белый дом возглавляет Дональд Трамп.
Новые пошлины по алюминию и стали ударят прежде всего по тем странам, которые были выведены из-под действия аналогичных мер еще в 2018 году, в ходе первого президентского срока Трампа. То есть основной удар приходится на традиционных союзников США: Аргентину, Австралию, Великобританию, Бразилию, Канаду, Японию, Мексику, Южную Корею, страны ЕС и Украину.
При этом в самом заявлении Белого дома отмечается, что предоставленные ранее исключения якобы создали лазейки, которыми воспользовались Китай и другие страны с избыточными мощностями по производству стали и алюминия. Это, по мнению Вашингтона, свело на нет изначальные цели этих исключений.
Однако никаких конкретных доказательств таких схем или предложений по их устранению администрация США так и не предоставила.
Нет сомнений, что такие пошлины окажут негативное влияние на мировую торговлю и могут серьезно расшатать систему ВТО.
С высокой вероятностью пострадавшие страны будут вынуждены применять ответные меры, а также попытаются оспорить действия США в рамках механизмов ВТО.
Уже сейчас можно проследить первые реакции Мексики, Канады и Китая, которые столкнулись с аналогичными мерами в отношении других товаров – эти пошлины вступили в силу в начале месяца.
Напомним, что в феврале 2025 года Дональд Трамп объявил о введении дополнительных 25%-ных пошлин на импорт товаров из Канады и Мексики, а также 10%-ных пошлин на импорт из Китая. При этом обоснование этих мер отличается: на этот раз они объясняются необходимостью борьбы с нелегальной миграцией, наркотрафиком (в частности, поставками фентанила) и защиты национальной безопасности США.
Китай, со своей стороны, считает такие обвинения надуманными и бездоказательными. Более того, введенные дополнительные 10% пошлины превышают ставки, зафиксированные США в их тарифных обязательствах в рамках ВТО. По мнению Пекина, эти меры не только нарушают правила организации, но и являются откровенно дискриминационными и протекционистскими.
В этой связи Китай уже инициировал консультации по процедуре урегулирования споров в ВТО.
В официальном запросе Пекин утверждает, что США нарушают свои тарифные обязательства по ВТО, а также принцип режима наибольшего благоприятствования, закрепленный в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года.
Следует ожидать схожей реакции и от всех других стран, оказавшихся под действием американских санкций.
Однако возникает закономерный вопрос: способны ли механизмы ВТО реально повлиять на политику Вашингтона?
Согласно процедурам урегулирования торговых споров, стороны получают 60 дней на консультации, чтобы попытаться решить конфликт мирным путем. Лишь в случае, если в указанный срок компромисс не будет найден, пострадавшая сторона вправе добиваться создания арбитражной группы для рассмотрения спора.
Однако уже сейчас очевидно, что решения ВТО, скорее всего, останутся лишь на бумаге, не имея ощутимого практического эффекта.
Показательно, что Пекин не стал дожидаться вердикта арбитров и ответил симметричными мерами. Вероятно, это сделано как для укрепления своей переговорной позиции, так и для экономии времени. В частности, Китай ввел 15%-е пошлины на уголь и сжиженный природный газ из США, а также 10%-е пошлины на сырую нефть, сельскохозяйственную технику и автомобили с большим объемом двигателя.
Таким образом, Китай, с одной стороны, формально использует правовые инструменты ВТО, а с другой – сам нарушает её правила.
Аналогичные шаги готовы предпринять и другие страны.
Так, Канада уже объявила о введении пошлин до 25% на ряд американских товаров в ответ на решение США. О намерении принять аналогичные меры заявили также Мексика и ЕС.
Несмотря на то, что у этих стран есть возможность присоединиться в качестве третьей стороны к иску, поданному Китаем в ВТО, либо инициировать собственные разбирательства, они пока предпочитают решать вопрос через двусторонние переговоры.
Таким образом, будущее мировой торговли оказалось под угрозой. Если конфликт не удастся урегулировать в ближайшее время, это может привести к полномасштабной торговой войне, способной нарушить глобальные цепочки поставок и оказать негативное влияние на мировую экономику.
Новые пошлины на алюминий и сталь вступят в силу 12 марта – это значит, что еще сохраняется теоретическая возможность предотвратить их введение.
Однако, если этого не произойдет, украинские и европейские производители стали и алюминия рискуют столкнуться с сокращением экспорта в США из-за удорожания своей продукции.
В таком случае избыточная продукция может остаться на внутренних рынках, что создаст избыток предложения и может привести к снижению цен, негативно сказавшись на прибыльности производителей.
Ожидается эскалация торгового противостояния: введение пошлин может спровоцировать дальнейшее обострение торговых отношений между ЕС и США, затронув при этом и другие сектора экономики. С высокой долей вероятности ЕС ответит зеркальными мерами — вплоть до введения 50% пошлин на американские товары – и постарается оспорить действия США в рамках ВТО.
Таким образом, введение Соединенными Штатами пошлин на импорт стали и алюминия из ЕС грозит серьезными экономическими последствиями для европейских производителей и дальнейшим обострением торговых отношений между двумя ключевыми экономическими блоками.
И это крайне негативный сценарий для Украины.
Хотя доля украинской стали в общем импорте США невелика и не оказывает существенного влияния на американских производителей, для Украины это важнейшая статья экспорта.
По данным Министерства экономики Украины, металлургическая продукция составляет 57,9% украинского экспорта в США, что в денежном выражении составляет $503,3 млн из общего объема в $869,1 млн. Основу поставок составляют чугун, трубы, прутки, проволока и металлоконструкции.
Вряд ли Украина решится на ответные меры или инициирует разбирательство в ВТО против США, учитывая критическую зависимость от американской военной и финансовой помощи.
Кроме того, односторонние пошлины США на товары из Китая, Мексики и Канады могут косвенно затронуть как ЕС, так и Украину. Глобальная торговля тесно взаимосвязана, поэтому ожидаются перебои в цепочках поставок, рост издержек и изменения в глобальной торговой динамике, что усилит экономическую неопределенность.
Масштаб последствий будет зависеть от скорости адаптации мировых рынков, а также от того, какие меры предпримут ЕС и сама Украина для минимизации негативных последствий.
Таким образом, помимо войны, Украина столкнется с дополнительными экономическими вызовами, в то время как ее ключевые партнеры будут сосредоточены на решении собственных торговых проблем и управлении торговым конфликтом с США.