Оставить заявку

Как избежать налоговых и регуляторных рисков при реализации гуманитарных проектов в Украине?

Дата публикации: 14 августа 2025

Иван Маринюк, руководитель практики налогового права

Источник: The Legal 500

В условиях войны и привлечения международной помощи налоговый и регуляторный комплаенс становится критически важным элементом успешной реализации гуманитарных и развивающих проектов в Украине. Это не только требования законодательства, но и важные инструменты для обеспечения прозрачности, подотчетности и эффективного использования средств.

Налоговое и регуляторное законодательство динамично меняется в зависимости от вызовов, возникающих перед государством и его гражданами в условиях вооруженной агрессии. Часто меняются правила применения налоговых льгот и освобождения от налогообложения для поставки/импорта гуманитарных и критически важных для инфраструктуры товаров, а также регистрационные правила, правила финансового мониторинга, усиливается контроль за целевым использованием помощи в рамках гуманитарных проектов.

В таких условиях роль местного юридического консультанта становится стратегической. Он помогает предоставителям помощи и исполнителям не только соблюдать законодательство, но и планировать операции так, чтобы избежать задержек, минимизировать налоговые обязательства и обеспечить непрерывность поставки помощи. Это позволяет проектам достигать поставленных гуманитарных целей быстрее, безопаснее и с максимальным эффектом.

Налоговые вызовы для международных организаций

Освобождение от НДС в рамках МТП-проектов

Международная техническая помощь (МТП) является одним из главных инструментов привлечения ресурсов для восстановления и поддержки Украины. Для предоставителей помощи и исполнителей она открывает возможность работать в режиме налоговых льгот, что напрямую влияет на объем реализации проектов.

В соответствии с налоговым законодательством и международными договорами Украины поставка/импорт товаров и услуг в рамках проектов МТП освобождается от обложения НДС и таможенных сборов.

Таким особым налоговым режимом могут воспользоваться международные организации и донорские учреждения, которые финансируют зарегистрированные проекты МТП, исполнители, работающие в рамках таких проектов и использующие товары и услуги исключительно для их реализации, а также поставщики товаров и услуг, если их продукция поставляется непосредственно для нужд проекта и финансируется за счет средств МТП.

Важным аспектом для реализации права на налоговые льготы является надлежащая регистрация проекта в Секретариате Кабинета Министров Украины (Секретариат КМУ) и внесение сведений в Реестр проектов (программ) МТП.

Следует отметить, что все операции должны подтверждаться регистрационной карточкой проекта МТП и соответствующими договорами, в которых четко указан источник финансирования и назначение расходов.

Даже незначительная формальная неточность в документах может привести к отказу в льготах или доначислению налогов. Так, отсутствие или просрочка регистрационной карточки означает автоматическую утрату права на освобождение от НДС, а неправильная или неполная информация в договорах и отчетных документах может привести к трактовке таможней или налоговой службой поставки как обычной хозяйственной деятельности.

Поэтому потеря права на налоговые льготы означает не только дополнительные расходы из бюджета проекта, но и возможное уменьшение объемов помощи или задержку ее предоставления.

Другие налоговые льготы

Кроме льгот, действующих для международной технической помощи, украинское законодательство предусматривает ряд налоговых послаблений и специальных режимов для организаций, реализующих гуманитарные и благотворительные инициативы.

Благотворительные и гуманитарные организации, признанные получателями гуманитарной помощи, могут ввозить оборудование, транспортные средства, строительные материалы, медицинское оборудование и другие товары без уплаты ввозной пошлины и НДС.

Как правило, для этого необходимо, чтобы:

  • груз был официально признан гуманитарной помощью в соответствии с Законом Украины «О гуманитарной помощи»;
  • перечень товаров и их использование соответствовали заявленной цели и полученному решению уполномоченного органа;
  • таможенное оформление осуществлялось с привлечением таможенного брокера с обязательным указанием номера решения о признании груза гуманитарным.

На период действия режима военного положения Кабинетом Министров Украины установлен упрощенный порядок признания помощи гуманитарной по декларативному принципу.

В случае сотрудничества с локальными благотворительными и общественными организациями и предоставления последним целевого финансирования, пожертвований, грантов на благотворительные и гуманитарные цели, такая помощь не облагается налогом на прибыль, если такие организации внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, а также выполняются требования неприбыльности. Такими требованиями являются: использование средств исключительно на цели, предусмотренные уставом; все расходы должны быть документально подтверждены; отсутствие операций, подпадающих под определение распределения прибыли между учредителями или связанными лицами.

Несоблюдение указанных требований неприбыльной организацией может привести к потере последней неприбыльного статуса и налогообложению полученных поступлений.

Наиболее типичными ошибками в операциях с гуманитарной и благотворительной помощью являются несоблюдение правил целевого использования средств и ошибки в первичных и отчетных документах.

Регуляторное сопровождение. Регистрация проектов МТП

Регистрационный процесс проектов МТП можно разделить на следующие этапы:

Подготовительный. На данном этапе заключается соглашение (меморандум, техническое задание, план деятельности и т.п.), которое подтверждает согласование целей, задач, деятельности по проекту (программе) между предоставляющим помощь и получателем (бенефициаром), а также контракт между предоставляющим помощь и исполнителем о реализации проекта (этот документ является основным при реализации проекта).

Между предоставителем помощи и исполнителем согласовывается план закупки товаров и услуг за средства МТП, а также определяются субподрядчики (субпоставщики) исполнителя.

Исполнитель проекта и реципиент МТП готовят ходатайство о государственной регистрации МТП-проектов, а также прилагают документы, подтверждающие информацию в ходатайствах. Со своей стороны бенефициар проекта (орган исполнительной власти или другой государственный орган) должен подготовить письмо о поддержке и заинтересованности в результатах проекта (программы) и согласие на осуществление деятельности, указанной в контракте между предоставляющим помощь и исполнителем.

Все документы, подаваемые в Секретариат КМУ, должны быть составлены на украинском языке, а копии документов должным образом заверены.

В своей практике юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры» применяет комплексный подход и выступает координатором всех участников проекта МТП (предоставителя помощи, исполнителя проекта, бенефициара и реципиента МТП) в регистрационном процессе, что позволяет подготовить соответствующий пакет документов и ускорить регистрационный процесс.

Согласовательный. Этот этап предусматривает анализ документов на соответствие законодательству и стратегическим приоритетам Украины, проверку согласованности с государственными и отраслевыми программами и подготовку регистрационной карточки проекта (программы). Рассмотрение документов Секретариатом КМУ и принятие соответствующего решения продолжается в течение 10 рабочих дней.

Регистрационный. В случае соответствия документов о проекте МТП установленным требованиям происходит государственная регистрация проекта (программы), что подтверждается регистрационной карточкой проекта (программы) и внесением соответствующей информации в Реестр проектов МТП.

Стоит отметить, что план закупок является определяющим документом в регистрационном процессе для применения налоговых и таможенных льгот. Изменения в перечне товаров и услуг или их стоимости после регистрации могут потребовать повторного согласования или внесения изменений в проект. Разногласия между планом закупок и проектной документацией могут привести к задержкам на таможне.

Таким образом, правильно проведенная регистрация с учетом всех логистических и финансовых планов обеспечивает не только льготный режим, но и непрерывность реализации проекта.

Контракты и коммерческое право

В международных гуманитарных и развивающих проектах контракты с подрядчиками являются не только инструментом регулирования взаимных обязательств, но и важным элементом налоговой безопасности. От того, насколько четко в договоре прописаны налоговые положения и урегулирован вопрос применимого права, зависит стабильность реализации проекта.

Чтобы избежать непредвиденных налоговых начислений и штрафов, в договорах следует четко указывать:

  • источник финансирования работ или услуг (например, средства международной технической помощи или гуманитарной программы);
  • налоговый статус операций с ссылкой на нормы Налогового кодекса или международных соглашений;
  • распределение налоговых обязательств между сторонами (кто отвечает за удержание и уплату налогов, в частности при работе с нерезидентами).

Такие положения снижают риск перекладывания налогового бремени с подрядчика на проект и помогают сохранить бюджет.

Разрешение налоговых и таможенных споров

Даже при тщательном планировании и правильном оформлении документов гуманитарные и развивающие проекты могут сталкиваться с налоговыми и таможенными конфликтами. Их причинами могут быть: разное толкование законодательства, изменения нормативной базы или формальные ошибки в документации.

Типичными спорными ситуациями являются отказ в применении льготы или доначисление НДС. Так, налоговые или таможенные органы не признают право на освобождение от НДС или ввозной пошлины, ссылаясь на отсутствие надлежащих документов или несоответствие товаров заявленному назначению, или трактуют операцию как не подпадающую под льготный режим. Также возникают споры с таможней относительно классификации товаров, определения таможенной стоимости, страны происхождения или соответствия груза статусу гуманитарной помощи.

Такие споры могут быть разрешены с помощью:

  • административных процедур – проведение предварительных консультаций, подача возражений к актам проверки, обжалование решений в вышестоящих органах Государственной налоговой службы или Государственной таможенной службы Украины;
  • судебных инструментов защиты – судебных разбирательств для защиты прав и льгот.

Рекомендации для международных доноров и подрядчиков

Международные гуманитарные и развивающие проекты в Украине требуют не только финансирования и четкой организации, но и профессионального управления налоговыми и регуляторными рисками. Соблюдение нескольких ключевых принципов на этапе планирования значительно повышает шансы на успешную и бесперебойную реализацию.

  • Предварительная налоговая проверка. Перед запуском стоит провести комплексную оценку налоговых рисков: проверить применимость льгот к конкретным операциям, согласовать таможенные процедуры с таможенным брокером, определить потенциальные «узкие места» в логистике и контрактной базе.
  • Привлечение местных советников на этапе планирования. Самая большая ошибка поставщиков помощи и подрядчиков – это обращение за юридической поддержкой уже после возникновения проблемы. Местные консультанты, привлеченные на старте, позволяют учесть нюансы украинского налогового и таможенного законодательства, адаптировать планы закупок и логистики к требованиям местных регуляторов, минимизировать риски отказа в льготах или задержки на таможне.
  • Надлежащее документирование. Полный и надлежащим образом оформленный пакет документов – это ключ к применению налоговых льгот. Поэтому любые документы, устанавливающие обязательства сторон, должны быть четкими и содержать ссылки на источники финансирования и правовые основания для таможенных и налоговых освобождений, а любые изменения в проектной документации должны своевременно регистрироваться.

Влияние юридической экспертизы в налоговых и регуляторных вопросах

Системный подход к комплаенсу гуманитарных и развивающих проектов позволяет предоставителям помощи и другим участникам избежать ненужных затрат времени и средств, сохранить репутацию надежного партнера и сосредоточиться на главном – достижении гуманитарных и развивающих целей.

Своевременное привлечение опытных местных советников на этапе планирования позволяет оптимально использовать налоговые и таможенные льготы, выстроить контрактную и документальную базу, соответствующую требованиям законодательства и условиям предоставления помощи, быстро и эффективно реагировать на любые конфликты с налоговыми или таможенными органами.

Юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры» открыта к сотрудничеству с международными организациями и донорами, которые реализуют или планируют реализовывать гуманитарные и другие программы развития в Украине. Опыт юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» в сфере юридического сопровождения гуманитарных и благотворительных проектов, а также учреждений и организаций, с учетом налогового, корпоративного, трудового и регуляторного законодательства позволяет обеспечить прозрачность, законность и максимальную эффективность использования ресурсов в поддержку Украины.