Дата публикации: 11 января 2024
Александр Руденко, адвокат, советник
Источник: «NV Бизнес»
Драйверами изменений правил игры для украинского бизнеса в 2024 году будут макроэкономическая и военно-политическая ситуация, непосредственное влияние на которые окажет развитие агрессии российской федерации против Украины, а также выполнение Украиной взятых на себя обязательств перед ЕС в рамках процесса ассоциации и перед другими международными организациями и государствами-партнерами.
Рынок земли
В частности, с 1 января 2024 года начнется реализация следующего этапа внедрения положений Закона Украины «О рынке земли» – покупать землю в пределах до 10 000 гектаров смогут юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками которых являются граждане Украины. Заметим, что продажа земли иностранцам, как и продажа государственных и коммунальных сельхозземель, остается под запретом. Однако со следующим этапом реформы прогнозируем определенное повышение интереса к покупке сельхозземель в следующем году.
Автоматический обмен финансовой и налоговой информацией
В то же время с 2023 года начали действовать положения Закона Украины № 2970-IX от 20.03.2023 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах» – инструмент присоединения Украины к международному автоматическому обмену финансовой информацией, то есть Common Standard on Reporting или CRS-стандарт, согласно которому Украина делится с другими странами данными о финансовых счетах их резидентов и получает от других стран данные о счетах своих резидентов. С 1 января 2024 года вступают в силу положения этого закона об установлении штрафных санкций за непредставление отчета о подотчетных счетах или несвоевременное представление отчета/представление неполного отчета, а также за непредставление документов в ответ на запрос контролирующих органов или непредставление данных о структуре собственности/бенефициара самостоятельно, или по запросу контролирующих органов.
Еще 17 ноября 2023 вступил в силу приказ Министерства финансов Украины № 516 «Об утверждении Порядка заполнения и представления финансовыми агентами отчета о подотчетных счетах в соответствии с многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах».
Обращаем внимание, что первый отчет за отчетный период (1 июля 2023 – 31 декабря 2023) подается подотчетными финансовыми учреждениями до 1 июля 2024 года. В последующие отчетные годы отчетным периодом будет считаться предыдущий календарный год.
Вышеуказанный порядок Минфина устанавливает требования к содержанию и форме отчета, а также определяет порядок его заполнения и представления в налоговые органы Украины. В частности, в соответствующем отчете должна предоставляться информация обо всех подотчетных счетах за отчетный период.
Налоги
Следует также ожидать увеличения количества налоговых проверок в связи с отменой моратория на проведение налоговых проверок и расширением критериев отбора налогоплательщиков для проверок. Однако, эти изменения пока не коснутся ФЛП 1 и 2 групп.
При этом контролирующие органы в очередной раз настаивают на недопустимости использования незадекларированного или не полностью задекларированного труда, что может стать предметом особого внимания со стороны контролирующих органов в 2024 году.
Также следует помнить о кампании декларирования доходов иностранных контролируемых компаний (КИК) за 2022-2023 годы и соблюдении сроков подачи отчетности в контролирующие органы.
Национальная стратегия доходов
В конце 2023 года Кабинет Министров Украины утвердил Национальную стратегию доходов на 2024–2030 годы («Стратегия»), которая выполняет роль указателя для реализации реформ в сферах налоговой и таможни до 2030 года. Подготовка Стратегии была одним из трех предварительных условий для утверждения советом директоров МВФ программы расширенного финансирования EFF для Украины, а также является важным путеводным документом на пути приведения законодательства Украины в соответствие с требованиями ЕС в процессе ассоциации для концентрации и систематизации мер по сборам государством собственных налоговых и таможенных доходов.
Стратегия определяет ключевые изменения в сфере налогообложения до 2030 года по следующим векторам:
- реформы в сфере администрирования и уплаты НДС (системная гармонизация налогового законодательства к требованиям Директивы 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года об общей системе налога на добавленную стоимость, а также пересмотр системы льгот НДС в соответствии с требованиями ЕС);
- повышение акцизов на алкогольные напитки (до 2028 года) и топливо и табачные изделия (до 2029-го) до минимальных ставок ЕС;
- пересмотр налога на прибыль и льгот (пересмотр упрощенной системы налогообложения, в частности, постепенное упразднение упрощенной системы налогообложения для юридических лиц и постепенное повышение ставок для отдельных категорий физических лиц-предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, а также пересмотр существующих проектов, предоставляющих существенные льготы по налогу на прибыль предприятий, в частности, «Дія.City» и индустриальные парки);
- пересмотр налога на доходы физических лиц и налога на недвижимость (принятие мер для более эффективного выявления и учета налогооблагаемой базы соответствующими налогами, в том числе путем предоставления доступа налоговым органам к данным с банковских счетов, также рассматривается возможность внедрения прогрессивной ставки налогообложения доходов физических лиц – одновременно, такие мероприятия будут рассматриваться, обсуждаться и внедряться в 2027-2028 годах).
Регулирование небанковских финансовых компаний
Новый год также станет важнейшим годом для участников небанковского финансового рынка – страховщиков, финансовых компаний, лизингодателей, кредитных союзов и ломбардов. С 1 января 2024 вступят в силу сразу три новых закона – Закон Украины «О финансовых услугах», Закон Украины «О страховании» и Закон Украины «О кредитных союзах».
Для участников этого рынка вводятся изменения по аналогии с нормативными актами НБУ по регулированию деятельности банков, это:
- регулирование и надзор за участниками рынка – НБУ сможет применять корректирующие меры ко всем участникам еще до совершения ими нарушения. Внимание НБУ будет зависеть от размера компании, ее значимости, сложности бизнес-модели и индивидуального уровня риска. Для разных сегментов рынка критерии будут разные;
- усиление защиты прав потребителей – НБУ введет надзор за рыночным поведением. То есть реклама должна подаваться без манипуляций, запрещается навязывать дополнительные услуги и изменять в одностороннем порядке существенные условия договора (процентная ставка и срок кредитования), вся информация по страховым договорам должна быть озвучена до заключения такого договора;
- повышение требований к капиталу для участников рынка – вводятся количественные и качественные показатели для измерения и оценки рисков деятельности компаний. В частности, страховщикам установят нормативы капитала платежеспособности и минимального капитала. Для кредитных союзов вводятся новые требования к структуре капитала.
В ближайшее время ожидается рассмотрение и принятие Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (проект №8300). Он позволит ввести новую модель регулирования рынка обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПО, автогражданка) в соответствии с европейскими стандартами. Речь идет о новых стандартах качества страхового покрытия, формировании стоимости ОСГПО, упрощении механизма урегулирования страховых случаев, совершенствовании и осовременивании подходов к построению системы управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины и надзору за его деятельностью.
Регулирование деятельности банков
В части обеспечения регулирования банковской деятельности Национальным банком Украины в 2024 году ожидается:
- повышение требований регулятивного капитала банков для устранения пробелов в части соответствия требованиям законодательства ЕС и вызовов текущей макроэкономической ситуации в Украине;
- внедрение нормативного регулирования, направленного на управление банками проблемной задолженностью, в частности, путем обновления Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» для справедливой оценки передаваемого в залог имущества и устранения существующих разногласий с международными стандартами оценки;
- внесение изменений в законодательство по виртуальным активам для исключения потенциальных рисков для ценовой стабильности и эффективности механизма монетарной трансмиссии.
Страхование инвестиций от военных рисков
С 1 января 2024 вступит в силу Закон Украины № 3497-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О финансовых механизмах стимулирования экспортной деятельности» по страхованию инвестиций в Украине от военных рисков» – этот закон предоставляет Экспортно-кредитному агентству (ЭКА) возможность страховать и перестраховывать инвестиции как международных, так и украинских компаний еще до окончания военного положения. Речь идет о страховании инвестиций в экспортоориентированные предприятия. Ранее подобную услугу в Украине могли получить иностранные компании через международные финансовые организации MIGA и DFC. У украинских компаний такой возможности не было.
Однако в течение 2024 года НБУ вместе с Министерством экономики и Министерством финансов должны наработать предложения по созданию полнофункциональной системы страхования военных рисков в Украине.
Мобилизация
Не менее важными для бизнеса и ожидаемыми в обществе изменения в законодательство по мобилизации и военной службе. Бизнесу важно понимать конкретные предложения и формализованные изменения в порядке проведения мобилизационных мероприятий и особенностей прохождения военной службы для выполнения всех необходимых требований и правил, применяемых к работодателям, а также с целью планирования собственных ресурсов и работников на особый период.
2024 год будет богат законодательными нововведениями, которые будут продиктованы требованиями конкретной военно-политической и макроэкономической ситуации. Бизнесу придется с особым вниманием отслеживать все изменения и выполнять обновленные условия ведения бизнеса в реалиях нового года.