Дата публикации: 15 августа 2014
Леонид Гилевич, юрист
Источник: «Лига»
Принятый 20 мая 2014 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» № 1275-VII (далее – Закон № 1275-VII) продолжил череду нормативных правовых актов, призванных, среди прочего, упорядочить ряд трудовых вопросов, связанных с проведением мобилизации, и предоставить мобилизованным гражданам дополнительные защиту и права.
Первые шаги в этом отношении были предприняты в рамках Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении обеспечения проведения мобилизации» от 27 марта 2014 года № 1169-VII (далее – Закон № 1169-VII). Данным законом было предусмотрено, что работникам, которые призваны на военную службу по призыву во время мобилизации, на особенный период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка. Кроме того, были установлены особенности увольнения в связи с изменениями в организации производства и труда, связанными с выполнением мероприятий во время мобилизации, на особенный период; была гарантирована выплата пенсий пенсионерам из числа военнослужащих, призванным на военную службу во время мобилизации; был установлен ряд иных гарантий граждан, связанных с мобилизацией.
Основные нарекания Закон № 1169-VII вызывал у лиц, которые были уволены в связи с призывом на военную службу на время мобилизации до его вступления в силу. Очевидно, что такая категория граждан оставалась менее защищенной по сравнению с работниками, призванными на службу после принятия Закона № 1169-VII. Этот, а также некоторые другие наболевшие вопросы способствовали принятию закона № 1275-VII.
Главное, на граждан Украины, которые начиная с 18 марта 2014 года были призваны на военную службу на основании Указа Президента Украины от 17.03.2014 года № 303 «О частичной мобилизации», было распространено действие гарантий по сохранению рабочего места и среднего заработка (не более чем на один год), сохранению государственной регистрации предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей, а также выплате пенсий пенсионерам из числа военнослужащих, призванным на военную службу во время мобилизации.
В связи с этим Государственная инспекция Украины по вопросам труда выступила 17 июня 2014 года с разъяснениями, указав, что все работники, которые были уволены с работы на основании пункта 3 статьи 36 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) в связи с призывом на военную службу во время мобилизации, должны быть восстановлены работодателем на работе вследствие вступления в силу Закона № 1275-VII. Восстановление на работе осуществляется посредством отмены приказа об увольнении, внесения соответствующей записи в трудовую книжку (при ее наличии на предприятии, в учреждении, организации) и личное дело (личную карточку) работника. О факте отмены приказа об увольнении работодатель должен уведомить работника, направив ему по месту регистрации (фактического проживания) письмо с приложением копии приказа. Начиная с даты увольнения работнику также должна быть начислена средняя заработная плата без начисления налогов и единого социального взноса. По мнению инспекции, отказ работодателя от отмены приказа об увольнении и/или невыплата средней заработной платы является нарушением законодательства о труде и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную), как в случае незаконного увольнения. Инспекция указала, что в случае поступления обращений работников, уволенных на основании пункта 3 статьи 36 КЗоТ во время мобилизации, территориальные государственные инспекции по вопросам труда должны провести внеплановую проверку и в случае выявления нарушений принять меры в пределах полномочий в отношении устранения нарушений и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Кроме того, в уже утвержденную ранее часть третью статьи 119 КЗоТ (которой устанавливалось правило сохранения рабочего места и среднего заработка за мобилизованным) были внесены более точные и детальные формулировки. Теперь частью третьей статьи 119 установлено, что средний заработок мобилизованным работникам компенсируется из Государственного бюджета Украины в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины. Соответствующий порядок пока не утвержден.
Дополнительным основанием для прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 36 КЗоТ стал призыв или вступление собственника — физического лица на военную службу или направление на альтернативную (невоенную) службу. Согласно пункту 10 части первой статьи 40 КЗоТ призыв или мобилизация собственника — физического лица во время особого периода является основанием для расторжения трудового договора по инициативе собственника (без согласия профсоюза). Несложно заметить, что данные нормы имеют явно дискриминационные характер по отношению к наемным работникам физического лица — предпринимателя по сравнению с остальными наемными работниками. Кроме того, в соответствии с новой частью третьей статьи 47 КЗоТ в случае мобилизации собственника — физического лица свои обязанности в отношении проведения расчета с увольняемым работником и выдачи такому работнику трудовой книжки он обязан выполнить в течение месяца после своей демобилизации без применения санкций и штрафов. Таким образом, работник на длительный срок может остаться без работы, денег и своей трудовой книжки.
Важные изменения были внесены и в налоговое законодательство, связанное с трудовыми отношениями. Так в соответствии с изменениями в подраздел 10 раздела XX «Переходных положений» Налогового кодекса Украины мобилизованные самозанятые лица, имевшие или не имевшие наемных работников, на весь период своей военной службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, а также по единому налогу. Если мобилизованное самозанятое лицо имеет наемных работников, на срок своей военной службы оно может уполномочить другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или других доходов. Нужно обязательно обратить внимание на тот факт, что описанное выше освобождение от начисления, уплаты и представления отчетности не происходит автоматически – для этого нужно подать в налоговую соответствующее заявление.
Законодатель исключил из общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога сумму денежной помощи (в том числе в натуральной форме), которая предоставляется физическим лицам или членам их семей (дети, супруга, родители), военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», и/или компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (пп. 165.1.1 Налогового кодекса Украины). Впрочем, остается вопрос о необходимости корректировки уже выплаченных сумм. По-видимому, стоит ожидать соответствующего разъяснения от компетентного органа.