Дата публикации: 14 июля 2015
Ирина Кириченко, Патентный поверенный Украины
Источник: «Аптека»
8 июня 2015 года Президентом Украины был подписан и 10 июня 2015 года официально опубликован в парламентской газете «Голос Украины» Закон Украины № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее — Закон о военном положении). Этот закон вступил в силу 11 июня — на следующий день после его опубликования и направлен на законодательное урегулирование правового режима военного положения с учетом обстоятельств, возникших в связи с внешней агрессией и проведением антитеррористической операции на востоке Украины.
Следует признать, что для большинства из нас понятие «военное положение» хотя и было до сих пор неотъемлемой частью информационной «картины» дня, но непосредственно не касалось нашей жизни и безопасности, а также еще не коснулось круга наших прав и обязанностей.
Однако необычная, в частности для киевлян, «телекартинка» в любое время может стать реальностью, следовательно, каждый из нас должен знать свои новые права и обязанности, если в Украине или в отдельных ее местностях будет введено военное положение, а также понятные ограничения налагаемых им прав.
Правовой режим: расширение обязанностей и ограничение прав
Объявления военного положения осуществляется Президентом Украины путем подписания и обнародования соответствующего указа, который должен быть утвержден Верховной Радой Украины. Согласно пояснительной записке к законопроекту Законом о военном положении был увеличен перечень и детализировано содержание мер военного положения, в частности, установлено, что в Украине или в отдельных ее местностях, где вводится военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, но исключительно в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения.
При этом в местности, где ведутся боевые действия, внедрение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации.
Среди наиболее существенных ограничений прав физических и юридических лиц, которые могут вводиться военными, следует выделить следующие:
- введение трудовой повинности для трудоспособных лиц, не задействованных непосредственно в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер;
- принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке. Законом не определено, какие виды имущества могут быть удалены — то есть это может быть как движимое (автотранспортные средства, оборудование), так и недвижимое имущество (здания, сооружения и т.п.). Следует иметь в виду, что в случае принудительного отчуждения обязательно должен выдаваться документ установленного образца. Указанный документ призван подтвердить факт принудительного отчуждения имущества и в будущем будет основанием для возмещения его стоимости. Утешает то, что в отношении имущества государственных предприятий применяется процедура изъятия имущества без какого-либо возмещения в будущем;
- введение трудовой повинности;
- полномочия военных использовать мощности и трудовые ресурсы юридических лиц всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности. Указанное ограничение фактически предусматривает возможность получения полного контроля военного командования над предприятием, а в случае невыполнения его требований руководитель предприятия может быть отстранен от должности, а на его место будет назначен исполняющий обязанности (по выбору командования или военной администрации).
Что касается фармацевтической отрасли, то Законом о военном положении предусмотрено установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.
На реализацию принципа «все для фронта, все для победы!» Военные наделены, в частности, следующими полномочиями:
- использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
- принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности и изымать имущество государственных предприятий для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке;
- привлекать трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам, выполняемым для удовлетворения потребностей Вооруженных сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и сил гражданской защиты;
- устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава органов и подразделений гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;
- проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
- запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;
- отстранять от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций.
Отдельно Законом о военном положении определено правомочность военных в отношении СМИ: регулировать их работу, использовать мощности и запрещать деятельность. Понятно, что запрет того или иного СМИ будет зависеть от конкретного случая и ситуации.
Согласно последнему абзацу пояснительной записки к законопроекту принятие Закона о военном положении будет способствовать, кроме введения и осуществления военными администрациями мер правового режима военного положения, «созданию условий для нормализации ситуации и обеспечения непрерывности реализации публичной власти на территории, где введено военное положение, и, как следствие, для предоставления услуг населению соответствующих административно-территориальных единиц, остановке развития кризисных тенденций в хозяйственном секторе и общественно-политической ситуации».
Однако, независимо от того, будет ли в Украине или на отдельных ее территориях введено военное положение, важными остаются юридические аспекты, связанные с призывом на военную службу — с мобилизацией.
Кого это касается?
Поскольку в прошлом году в Украине не было мобилизации с 1945 года, в законодательных актах Украины само понятие «мобилизованный» не было четко определено, а главное — не был урегулирован весь спектр прав и обязанностей лица, призванного на военную службу, и гарантии его прав со стороны работодателя и государства.
Прежде всего, в Украине повестки и мобилизационные предписания могут получить только военнообязанные лица.
Согласно Закону Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 года № 2232-XII (далее — Закон о воинской обязанности), к категории военнообязанных относятся лица, находящихся в запасе для комплектования Вооруженных сил Украины и других военных формирований на период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства.
В соответствии со статьей 27 Закона о воинской обязанности в запас зачисляются граждане Украины, которые пригодны по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное или военное время и не достигшие предельного возраста пребывания в запасе (по общему правилу, 65 лет для мужчин и 50 — для женщин). Они находятся на воинском учете в военных комиссариатах и других военных формированиях.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 3 июня 2013 года № 389 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты являются местными органами военного управления, обеспечивающие выполнение законодательства по вопросам воинской обязанности и военной службы, мобилизационной подготовки и мобилизации в особый период человеческих и транспортных ресурсов на соответствующей территории.
Задачей военных комиссариатов является проведение призыва граждан на военную службу в мирное и военное время, обеспечение отбора кандидатов для приема на военную службу по контрактом, участие в отборе граждан для прохождения службы в военном резерве Вооруженных сил, подготовка и проведение в период мобилизации человеческих и транспортных ресурсов, обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы в Вооруженные силы, ветеранов войны и военной службы, пенсионеров из числа военнослужащих Вооруженных сил и членов их семей, участие в военно-патриотическом воспитании граждан, осуществления мероприятий по подготовке и ведению территориальной обороны, других мероприятий по вопросам обороны в соответствии с законодательством.
Мобилизации подлежат военнообязанные, состоящие на учете в военкомате. Те, кого призвали (получили повестку), обязаны явиться в военкомат, и этим лицам с момента объявления мобилизации запрещается без разрешения военного комиссара менять место жительства. Те, кого не призвали на военную службу, могут быть привлечены к работам, связанным с обороной (например, строительство оборонительных сооружений, рытье окопов, уход за больными в качестве санитара, заготовка продуктов), или зачислены в специальные формирования.
За уклонение от мобилизации лицу грозит лишение свободы от 2 до 5 лет (ст. 336 Уголовного кодекса Украины).
Категории лиц, не подлежащие призыву на военную службу во время мобилизации
В соответствии со ст. 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 года № 3543-XII (далее — Закон о мобилизации) к таким категориям относятся, в частности:
- забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями;
- признанные согласно заключению военно-врачебной комиссии временно негодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до 6 мес.;
- мужчины, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет;
- женщины и мужчины, которые самостоятельно воспитывают ребенка в возрасте до 18 лет;
- женщины и мужчины, на содержании которых находится совершеннолетний ребенок, является инвалидом I или II группы, до достижения им 23 лет;
- усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет (достаточно одного ребенка);
- занятые постоянным уходом за лицами, которые в нем нуждаются, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
- народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АРК;
- студенты и аспиранты, обучающиеся на дневной форме обучения.
Согласно постановлению Кабмина № 673 уважительными причинами, позволяющими лицу не являться в военкомат на сборы, могут быть смерть близкого родственника, которая случилась меньше чем за неделю до начала сборов, болезнь, а также необходимость ухаживать за больным мужем, ребенком или родителями, которые живут вместе с военнообязанным (если больше некому). Также неявка не угрожает уголовной ответственностью мужчине, если он находится под следствием, сдает государственные экзамены в вузы или не явился за чрезвычайной ситуации. Каждая из этих причин должно быть подтверждено документально.
Отдельно к категориям лиц, подлежащих исключению с воинского учета, в частности, относятся лица, которые:
- достигли предельного возраста пребывания в запасе;
- прекратили гражданство Украины;
- ранее осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого / особо тяжкого преступления;
- направлены для отбывания наказания в учреждения исполнения наказаний или к которым применены принудительные меры медицинского характера;
- не получили до 40-летнего возраста военно-учетной или родственной с ней специальности,
признаны военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета.
Поскольку вопрос признания военно-врачебными комиссиями лиц негодными к военной службе касается целого спектра юридических и медицинских аспектов, мы остановимся на них подробнее в следующей части статьи, где рассмотрим также примеры правоприменительной практики рассмотрения административных дел, связанных с обжалованием выводов (постановлений) военно-врачебных комиссий о (не)годности к военной службе.