Оставить заявку

Законы о децентрализации, облегчающие ведение бизнеса, идейно хороши, но трудновыполнимы на практике

Дата публикации: 25 января 2016

Максим Копейчиков, адвокат, партнер
Источник: «Бизнес»

Максим Копейчиков, адвокат, партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры», опасается, что некоторые здравые идеи, заложенные в законах о децентрализации, будут нивелированы убогим их исполнением

Не исключено, что уже на этой неделе Президент подпишет все три “децентрализацион­ных” закона, которые напрямую касаются упрощения ведения бизнеса. Речь идет о предоставлении местным властям, нотариусам и банкам (при открытии расчетного счета) права предоставления админуслуг, связанных как с проведением различных регистрационных действий в отношении юр- и физлиц-предпринимателей, так и с регистрацией вещных прав на недвижимость и их обременений.

Для украинского бизнеса это может означать значительное сокращение времени и расходов на проведение регистрационных действий, включая оформление купли-продажи недвижимости. Взамен местные власти получают реальные полномочия по регулированию бизнес-среды в отдельно взятом городе или районе, как и ответственность за допущенные злоупотребления — при условии принятия ими специального решения о предоставлении таких админ­услуг.

Следует отметить, что передача регистрационных полномочий на места происходила и ранее. Например, была ликвидирована отдельная государственная структура — Укргосреестр, госрегистраторов замкнули непосредственно на Минюст и разместили в исполкомах, нотариусам разрешили осуществлять регистрацию вещных прав и т.п. Законы же о децентрализации, если можно так выразиться, вместо эволюции предлагают революцию.

Максим Копейчиков, адвокат, партнер юридической фирмы “Ильяшев и Партнеры”, полагает, что Украина вряд ли обеспечит себе верхние строчки в рейтинге Doing Business вследствие изменения правил регистрации менее чем через пять лет после предыдущей, в принципе, успешной реформы. Кроме того, он опасается, что отдельные здравые идеи, заложенные в законах, будут нивелированы убогим их исполнением.

Например, процедура перехода полномочий по госрегистрации выписана настолько путано, что предусмотренного законодателями срока элементарно может не хватить. Валерий Ветров, член Общественной коллегии при Государственной регуляторной службе и инициатор создания в Николаеве первого в Украине единого разрешительного центра, считает: для того чтобы разобраться, кто и за что отвечает, трех месяцев совершенно недостаточно, тем более что привыкшие к указаниям сверху местные чиновники о радикальных изменениях пока не ведают.