Дата публикации: 12 июля 2024
Александр Руденко, адвокат, советник
Источник: «Зеркало недели»
В начале полномасштабной войны Национальный банк Украины зафиксировал обменный курс гривны и ввел ряд защитных мер и административных ограничений. Эти решения помогли предотвратить панику и обеспечить стабильную работу финансовой системы. Они также способствовали адаптации бизнеса и населения к условиям полномасштабной войны. И хотя у режима фиксированного курса с жесткими валютными ограничениями есть свои преимущества, но недостатки и трудности со временем приобрели больший вес. Учитывая это, 29 июня 2023 года НБУ утвердил стратегию смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возврата к инфляционному таргетированию (далее – Стратегия), в которой определил ключевые приоритеты, принципы и предпосылки реализации мер монетарной и валютно-курсовой политики для повышения курсовой гибкости и в итоге ослабления большинства ограничений по торговым операциям и по движению капитала.
Стратегия валютной либерализации НБУ
Стратегией определена дорожная карта ослабления валютных ограничений. В ней предусмотрены следующие этапы с соответствующим фокусом.
Первый этап – минимизация множественности обменных курсов, либерализация торговых операций и содействие новым кредитам и инвестициям.
Второй этап – либерализация торгового финансирования, управление валютными рисками банков, возможность репатриации процентов по «старым» долговым обязательствам и инвестициям.
Третий этап – возможность выплат по кредитам и инвестициям, либерализация операций населения и операций с деривативами, возможность кредитования нерезидентов и инвестиций за границу.
Действуя на основе указанной дорожной карты, НБУ с 3 октября 2023 года перешел к режиму управляемой гибкости обменного курса, где официальный курс определяется на основе курса по операциям на межбанковском рынке и не устанавливается директивно на уровне постановления №18.
Новая волна валютной либерализации: импорт услуг, дивиденды и кредиты
Уже через семь месяцев, 3 мая 2024 года, НБУ ввел новый пакет смягчения валютных ограничений в рамках второго этапа, определенного Стратегией, а именно:
- отменены все валютные ограничения для импорта работ и услуг, в связи с чем утратило силу постановление Кабинета министров Украины от 24 февраля 2022 года №153 «Об отдельных вопросах по обеспечению осуществления импорта». Кроме того, НБУ отдельно разрешил бизнесу покупать иностранную валюту и переводить средства за границу для оплаты аэропортовых и портовых сборов, штрафов, членских взносов, а также средства представительств иностранных авиакомпаний и международных карточных платежных систем на счет нерезидента – юридического лица, чьи интересы эти представительства защищают в Украине;
- предоставлена возможность переводить средства за границу по лизингу/аренде; отныне субъекты хозяйствования могут переводить средства за границу для расчетов по договорам лизинга/аренды без дополнительных ограничений по предмету лизинга/аренды и/или даты заключения договора;
- предоставлена возможность бизнесу репатриировать «новые» дивиденды – юридические лица, учредители которых нерезиденты, смогут репатриировать за границу дивиденды по корпоративным правам или акциям, начисленные по результатам деятельности за период, начинающийся с 1 января 2024 года. Вместе с тем эти смягчения не касаются выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли за предыдущие периоды или из резервного капитала. При этом НБУ установил месячный лимит для репатриации таких «новых» дивидендов на уровне 1 млн евро или в эквиваленте;
- ослаблены ограничения по погашению «новых» внешних кредитов, средства по которым поступают в иностранной валюте из-за границы после 20 июня 2023 года на счета заемщиков-резидентов. Вместе с тем запрет на приобретение валюты для погашения «новых» кредитов будут применять исключительно для погашения краткосрочных кредитов сроком до года. Дополнительно НБУ установил возможность покупать иностранную валюту для уплаты процентов по «новым» кредитам независимо от срока пользования такими кредитами;
- предоставлена возможность оплаты процентных платежей по некоторым «старым» кредитам, которые согласно условиям кредитного договора подлежат уплате в период с 24 февраля 2022 года. В рамках одного договора для просроченных по состоянию на 1 мая 2024 года процентных платежей предоставлено право переводить не более 1 млн евро в эквиваленте за один календарный квартал, при этом подобное ограничение не будет применяться в отношении будущих плановых процентных платежей по такому кредиту.
Влияние смягчения валютных ограничений на экономику
Такие изменения, по убеждению НБУ, позволят минимизировать вероятность дефолтов украинских заемщиков и обеспечат более благоприятные условия для реструктуризации внешних кредитов, а также улучшат условия для привлечения нового капитала в Украину. Также представители НБУ однозначно заявляют, что реакция на любой непродуктивный отток капитала будет оперативной и жесткой.
Дополнительным предохранителем является установленный в Стратегии поэтапный подход к введению любых изменений в существующую систему валютного регулирования: реализация каждого отдельного шага Стратегии не будет определяться временными рамками, а будет основана на оценке соблюдения ряда заведомо определенных макроэкономических критериев. Каждому следующему шагу будет предшествовать оценка предыдущих мер для смягчения валютных ограничений, и будет осуществляться этот шаг на основе оценок его влияния на состояние валютного рынка, международных резервов, на макроэкономическую и финансовую стабильность с учетом минимизации риска повторного внедрения соответствующего валютного ограничения.
Введенные в мае 2024 года смягчения валютных ограничений были долгожданными для бизнеса, хотя и не лишенными потенциальных рисков. Очевидно, НБУ и обслуживающие банки прилагают необходимые усилия для мониторинга добросовестности выполнения существующих валютных ограничений, чтобы правильно оценить эффективность примененных мер и довести до завершения меры валютной либерализации, определенные в Стратегии на первом и втором этапах дорожной карты.
Обмен валюты и ограничение переводов: вопросы, волнующие бизнес
Целесообразно также обратить внимание на отдельные моменты, частично идентифицированные в Стратегии и выделенные представителями рынка в процессе текущей деятельности.
Во-первых, поскольку Законом Украины «О валюте и валютных операциях» установлено, что общий срок действия защитных мер не может превышать 18 месяцев на протяжении 24 месяцев, начиная со дня первого введения соответствующей защитной меры, целесообразно пересмотреть отдельные защитные и административные меры, внедренные еще в 2022 году на уровне постановления №18 (действующие более 18 месяцев), учитывая их целесообразность и эффективность в контексте недавно введенных валютных смягчений и согласно цели Стратегии.
Во-вторых, законом Украины от 22 ноября 2023 года №3498-IX обслуживающим банкам временно, до 31 декабря 2024 года, разрешено проводить для клиентов операции по продаже (обмену) российских рублей и/или белорусских рублей в безналичной форме при соблюдении определенных условий. Но в действительности такой механизм не является действенным. Банки не могут выполнить установленные требования, поэтому не могут обеспечить выполнение запросов клиентов на обмен соответствующих средств. Так что целесообразно рассмотреть альтернативный механизм, который бы обеспечил интересы как клиентов, так и обслуживающих банков. Это позволит украинским предприятиям обменять имеющуюся денежную массу и запустить соответствующие средства в свою хозяйственную деятельность.
В-третьих, НБУ недавно анонсировал возможность введения лимитов для исходящих P2P-переводов с карточных счетов физических лиц по сумме и количеству исходящих платежей в месяц. Учитывая вызовы, с которыми сталкиваются физические лица в военных реалиях, а также возможности и преимущества, подтвержденные опытом P2P-переводов в Украине, целесообразно рассмотреть альтернативные модели ограничения мошеннических действий в сфере таких переводов. Например, ввести усиленные требования и критерии риска в рамках реализации обслуживающими банками риск-ориентированного подхода при работе с соответствующими платежами и клиентами.
Подытоживая, можно выделить ключевые аспекты в сфере валютного регулирования в Украине, требующие внимания и усовершенствования. В первую очередь необходимо пересмотреть защитные меры, введенные в 2022 году, учитывая их актуальность и эффективность в свете новых валютных послаблений. Также надо разработать действенный механизм обмена российских и белорусских рублей, который бы удовлетворял интересы как клиентов, так и банков, способствуя эффективному использованию этих средств в экономике Украины. Кроме того, важно найти баланс между гарантированием безопасности P2P-переводов и сохранением их доступности для граждан в условиях военного положения. Вместо жестких лимитов следует ввести усиленные требования и критерии риска в рамках риск-ориентированного подхода банков. Эти меры преследуют цель оптимизировать валютное регулирование, поддержать экономическую активность и защитить интересы участников финансового рынка в сложных условиях.