Оставить заявку

Международное структурирование бизнеса в новых налоговых реалиях

Дата публикации: 13 апреля 2021

Нина Бец, руководитель практики налогового права

Александр Руденко, адвокат

Источник: Forbes.ua, фото – jacqueline macou, Pixabay 

 

Международная борьба с оффшорными компаниями вышла на завершающий этап. Время отказаться от использования классических схем структурирования бизнеса

До недавнего времени модным трендом было структурирование бизнеса через Кипр, Нидерланды, Великобританию, БВО, остров Мэн, Джерси. В этих странах низкие ставки корпоративного налога, есть возможность применения льготных режимов налогообложения, предусмотренных конвенциями об избежании двойного налогообложения.

Среди дополнительных преимуществ:

  • конфиденциальность, отсутствие открытых реестров бенефициарных владельцев;
  • возможность использования номинального сервиса;
  • урегулирование споров в международных арбитражах;
  • «европейское лицо бизнеса», когда учредителем украинского бизнеса выступала иностранная компания.

Бизнес работал по следующей схеме. Компания-нерезидент предоставляла процентный заем связанной украинской компании. Через некоторое время из заработанных украинской компанией средств она возвращала тело займа без налогообложения, а проценты – с применением льготной ставки налога на репатриацию в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения.

В случае Кипра это 2%, Великобритании – 0%, Нидерландов – 2%. Далее на уровне Кипра, Великобритании или Нидерландов оставалась минимальная маржа процентного дохода, подлежащая налогообложению корпоративным налогом по ставке юрисдикции. Вся остальная часть дохода перечислялась в пользу компаний, зарегистрированных в офшорах, где полностью освобождалась от налогообложения.

Такая схема работы получила название intercompany loans. Иностранные компании, которые использовались в ней, осуществляли ограниченную хозяйственную деятельность в стране регистрации, часто получали доход в виде процентов по займам от связанных лиц, не имели там реального офиса, сотрудников. Управление компаниями и их банковскими счетами осуществлялось преимущественно из Украины. То есть целью их функционирования была оптимизация налоговой нагрузки.

Что изменилось

Украина ратифицировала Протоколы о внесении изменений в Соглашения об избежании двойного налогообложения. Ставки налога на репатриацию процентов были увеличены до 5% для Кипра, Великобритании, Нидерландов. Также после 23 мая 2020 года важным фактором для применения пониженной ставки налога на репатриацию является не только подтверждение того, что получатель процентного дохода является бенефициарным владельцем такого дохода (то есть имеет право его получить и не имеет обязательств перечислить в пользу третьих лиц), а также выполнение «теста основной цели».

Оптимизация налогообложения стала более сложной задачей, а обеспечение конфиденциальности – практически невозможным из-за следующих обстоятельств:

  • MLI. В 2018 году Украина и большинство стран мира подписали Конвенцию MLI, которая закрепила, что конвенции об избежании двойного налогообложения не могут применяться, если главной целью их применения является получение льгот в виде освобождения от налогообложения, пониженных ставок налога.
  • ATAD. Страны ЕС имплементировали положения ATAD1 и ATAD2 Директив ЕС, направленные на установление правил по противодействию налоговым уклонениям. Эти директивы вводят правила ограничения процентных расходов, правила налогообложения КИК.
  • Рекомендации FATF, которые определяют понятие «компаний-оболочек» и не позволяют банкам сотрудничать с такими компаниями.

Компанией-оболочкой считается любое юридическое лицо или траст, в отношении которого есть основания полагать, что оно было создано для участия в схемах отмывания средств, уклонения от уплаты налогов, сокрытия коррупционных и других преступлений.

Отныне банки проводят углубленный анализ компаний, которые имеют признаки фиктивности, используя риск-ориентированный подход. Они проверяют финансовую отчетность, подтвержденную независимым внешним аудитом, документы о фактическом движении товаров, оказании услуг, выполнения работ, уплату корпоративного налога, наем персонала, наличие производственных или офисных помещений. Считается, что банки, которые не осуществляют детальной проверки своих клиентов, способствуют преступлениям и привлекаются к ответственности с применением миллионных санкций.

  • Введение реестров бенефициарных владельцев.

В некоторых юрисдикциях такие реестры являются публичными, что делает конфиденциальность полностью невозможной. В других доступ к содержащейся в них информации могут получить только правоохранительные органы по соответствующему запросу.

  • Введение требований касательно экономического присутствия компании.

В 2018-2019 годах в ответ на претензии Европейской комиссии большинство низконалоговых юрисдикций (БВО, Каймановы Острова, острова Гернси, Джерси, Мэн, Маврикий, Белиз, ОАЭ) все-таки ввели требования касательно экономического присутствия, без соблюдения которых компании не могут работать в таких юрисдикциях:

  • управление компанией должно осуществляться на территории соответствующей юрисдикции;
  • наличие «адекватного» количества квалифицированного персонала;
  • наличие «адекватного» физического присутствия;
  • «адекватный» уровень операционных расходов;
  • основная деятельность компании осуществляется на территории соответствующей юрисдикции;
  • для компаний, занимающихся разработками в сфере интеллектуальной собственности, дополнительно необходимо, чтобы оборудование, которое используется для исследований и разработок, находилось на территории соответствующей юрисдикции.

Однако необходимо учитывать особенности каждой юрисдикции. Законодательством некоторых стран даже предусмотрено наказание в виде штрафов, тюремного заключения и/или ликвидации компании за нарушение установленных законом правил. Такие требования делают стоимость содержания таких компаний более дорогим, а иногда и вообще невыгодным.

  • Введение автоматического обмена финансовой информацией CRS стандарта (Common Reporting Standard).

Согласно условиям стандарта, банки и другие финансовые учреждения собирают информацию о деятельности по индивидуальным счетам физических лиц-нерезидентов, корпоративным счетам компаний-нерезидентов и передают ее налоговым органам своей страны. Далее они автоматически направляют эту информацию в страну налогового резидентства владельца такого счета. Это означает полную отмену банковской тайны.

  • Введение правил контролируемых иностранных компаний.

Резиденты (физические и юридические лица), которые владеют компаниями в других юрисдикциях, обязаны ежегодно представлять отчет о таких компаниях, а также платить налоги с нераспределенной прибыли. Это правило делает практически невозможным применение компаний-нерезидентов исключительно с целью оптимизации налогообложения.

Украинские новости

Украина еще не присоединилась к автоматическому обмену финансовой информацией CRS стандарта. Однако уже ввела правила контролируемых иностранных компаний, которые начинают действовать с 2022 года.

К 1 мая 2023 года все физические лица, осуществляющие фактический контроль над иностранными юридическими лицами, обязаны подать вместе с декларацией об имущественном состоянии и доходах, отчет о КИК. А уже к 1 августа 2023 года – оплатить налоговые обязательства.

Налоговый кодекс не освобождает от обязанности подавать отчет о КИК. Однако доход КИК может быть освобожден от налогообложения в Украине, если между Украиной и иностранной юрисдикцией есть договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией и выполняется любое из следующих условий:

  • контролируемая иностранная компания платит налог на прибыль по эффективной ставке не менее 13%, или
  • доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет не более 50% общей суммы доходов из всех источников.

Независимо от выполнения этих условий, прибыль контролируемой иностранной компании не подлежит налогообложению на территории Украины, если выполняется любое из следующих условий:

  • общий совокупный доход всех контролируемых иностранных компаний одного контролирующего лица из всех источников не превышает эквивалент 2 млн евро на конец отчетного периода;
  • контролируемая иностранная компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на фондовой бирже.

Учитывая правила, теперь в международной структуре бизнеса должны применяться компании, зарегистрированные в юрисдикциях, где эффективная ставка налога составляет не менее 13%. Или компании, 50% общей суммы доходов которых составляют именно активные доходы – доходы от предоставления услуг и поставки товаров.

Эстония и Черногория

Если вы рассматриваете «переезд» бизнеса, рекомендуем обратить внимание на две неочевидные, на первый взгляд, юрисдикции.

В Эстонии ставка корпоративного налога составляет 20%, однако вы платите его только в том случае, когда принимаете решение о распределении дивидендов. Поэтому это европейское государство является наиболее привлекательным для ведения бизнеса. Эстония является так называемой «белой» юрисдикцией ЕС и не входит в перечень государств, операции с контрагентами которых признаются контролируемыми для трансфертного ценообразования.

Эстонскую компанию удобно использовать для ведения торговых операций. В частности, для поставки товаров из/в страны ЕС. Здесь отсутствует валютный контроль, нет ограничений соотношения собственного и акционерного капитала. Компания может получить от своего участника неограниченную ссуду. Соглашение об избежании двойного налогообложения, подписанное между Украиной и Эстонией еще в 1996 году, позволяет пользоваться льготным ставкам налога на репатриацию.

Основателем эстонской компании может быть любое физическое или юридическое лицо, в том числе нерезидент. Член правления (директор) может получить разрешение на проживание на территории Эстонии сроком на 2 года с правом продления. А самое главное, что в Эстонии нет обязательных требований касательно экономического присутствия, и европейские банки не отказываются сотрудничать с компаниями этой юрисдикции.

Черногория пока не входит в состав ЕС, но является претендентом на вступление в 2025 году. Ставка корпоративного налога составляет 9% и является самой низкой в Европе.

Черногория пока не присоединилась к автоматическому обмену финансовой информацию CRS стандарта, что не обязывает ее банки отчитываться по счетам нерезидентов в налоговые органы. С 2001 года между Украиной и Черногорией также действует Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Это государство предлагает получение гражданства за инвестиции. Для получения паспорта Черногории для себя и членов семьи необходимо инвестировать 250 000 евро в недвижимость и внести 100 000 евро благотворительного взноса в бюджет. Знание языка и проживание на территории государства не требуется. Программа действует до конца 2021 года.