Дата публикации: 9 июня 2015
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «РБК-Украина»
В декабре 2013 года на Балийской конференции министров члены Всемирной организации торговли (ВТО) завершили переговоры по заключению соглашения об упрощении процедур торговли. После проведения правовой экспертизы соглашения 27 ноября 2014 года на специальном заседании Генерального совета был принят протокол о его включении к приложению 1А соглашения об учреждении ВТО.
Это соглашение является обязательным и самым весомым документом, принятым за последние 20 лет в рамках ВТО. Ожидаемые выгоды мировой экономики от имплементации соглашения:
— прирост до 1 трлн долл. в год;
— создание 21 млн рабочих мест, вследствие сокращения на 10-15% затрат, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности;
— увеличение товарооборота и бюджетных поступлений;
— создание стабильной среды для ведения бизнеса;
— привлечение иностранных инвестиций.
Соглашение открыто для присоединения и вступит в силу, как только 2/3 стран завершат свои внутригосударственные процедуры ратификации. По предварительным оценкам, это может произойти не раньше 2016 года.
Сегодня из 161 государства его ратифицировали четыре — США, Сингапур, Гонконг и Маврикий. Украина, после завершения официального перевода соглашения на украинский язык, должна будет его ратифицировать и провести работу по подготовке к имплементации.
Перед ратификацией все члены ВТО должны определить уровень готовности имплементировать соглашение, поскольку предусматривается возможность отсрочки имплементации отдельных положений и возможности привлечения международной технической помощи для подготовки к реализации.
Украина нотификацией WT/PCTF/N/UKR/1 от 14 августа 2014 года сообщила, что она готова к его реализации сразу после вступления соглашения в силу. Возможно, это поспешное заявление. По предварительным опросам экспертов ЕЭК ООН, неготовность Украины исполнить некоторые требования соглашения высказали часть опрошенных респондентов от государственных органов и бизнеса. Также конкретные рекомендации относительно дальнейших действий пока не выработаны.
Ожидать, что Украина отзовет или изменит свою нотификацию не стоит, поскольку это негативно отразится на нашем имидже в ВТО. Это говорит о необходимости проведения глубокого анализа законодательной базы Украины, требований соглашения, экономических выгод и затрат на его реализацию, а также подготовки плана дальнейших действий по надлежащей имплементации в кратчайшие сроки.
Уже понятно, что на реализацию этого соглашения потребуется много времени и финансовых ресурсов. Для этого в Украине начинают свою работу проекты международной технической помощи.
Напомним, соглашение содержит положения для упрощения таможенных процедур путем уменьшения связанных с ними финансовых издержек и сокращения времени на их проведение, улучшения транспарентности, снижения уровня коррупции, внедрения передовых технологий. Соглашение устанавливает меры для эффективного сотрудничества между таможенными и другими соответствующими органами по вопросам упрощения торговли и вопросам соблюдения таможенных правил, содержит положения, касающиеся технической помощи и создания потенциала в этой области.
По сути, большая часть положений соглашения относится к компетенции Государственной фискальной службы. Вместе с тем, координацию в рамках ВТО обеспечивает Минэкономразвития, и именно от него стоит ожидать инициатив по координационной деятельности.
В соответствии с положениями международного договора, страна-участница обязана создать Национальный комитет по вопросам упрощения процедур торговли, который будет ответственный за координацию и обеспечение имплементации.
В Украине этот орган пока не создан. Но можно предположить, что это будет межведомственная комиссия, в состав которой будут входить также представители бизнеса. В некоторых странах планируется, что этот орган будет возглавлять глава правительства. В Украине не исключено, что эти функции возложат на заместителя министра экономического развития и торговли- торгового представителя.
Для надлежащей реализации положений по прозрачности, доступности информации целесообразно было бы до вступления соглашения в силу создать бесплатный всеукраинский информационный портал. В Украине нет ресурса, на котором можно найти всю необходимую информацию для осуществления импортно-экспортных операций и упрощения торговли.
Если имплементация положений соглашения не будет осуществлена должным образом, это может стать основанием для рассмотрения спора в рамках ВТО. Потому перед правительством и парламентом стоит задача — в сжатые сроки подготовиться к надлежащей реализации соглашения.