Дата публикации: 16 июля 2019
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: Ukrainian Law Firms 2019
Региональные торговые соглашения становятся одним из самых серьезных вызовов для ВТО за все годы ее существования. Правила ВТО не препятствуют заключению соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) и таможенных союзах при условии, что такие соглашения будут способствовать развитию свободной торговли и не приведут к созданию препятствий в торговле между его участниками и третьими странами.
Подавляющее большинство региональных торговых соглашений заключается в форме ЗСТ.
Статья XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 дает определение ЗСТ, как группы из двух или более таможенных территорий, на которых пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении товаров, происходящих из этих территорий, не должны быть выше или более ограничительными, чем соответствующие пошлины и другие меры регулирования торговли, действовавшие на этих самых составляющих территориях до создания зоны свободной торговли.
При заключении соглашения о зоне свободной торговли существенно снижаются таможенные тарифы на торговлю между странами этой зоны, в то время как сохраняется право каждой из них самостоятельно регулировать свои отношения и таможенные тарифы с третьими странами. Именно в этом заключается отличие ЗСТ от таможенных союзов, которые являются более высокой степенью экономической интеграции и предусматривают наличие единой тарифной политики в отношении третьих стран и единого таможенного законодательства.
Именно поэтому большинство региональных торговых соглашений заключается в форме ЗСТ. И это неудивительно, ведь соглашения о ЗСТ регулируют доступ к стратегически важным рынкам, то есть позволяют интегрировать экономики на необходимом уровне при максимальном сохранении суверенитета этих стран, в дополнение к минимальному количеству усилий. К тому же страна однозначно может быть в нескольких зонах свободной торговли.
Система урегулирования споров в таможенных союзах и ЗСТ отличается. Таможенные союзы предполагают наличие постоянного суда для разрешения споров между странами-участницами и для осуществления контроля за правомерностью актов наднационального органа, регулирующего единую тарифную политику в отношении третьих стран. В зонах свободной торговли споры между странами решаются путем создания ad hoc арбитражей.
Мировые тенденции свидетельствуют, что количество соглашений о ЗСТ с каждым годом будет только увеличиваться, и статистика ВТО является тому подтверждением, в частности, по данным ВТО в 1993 году действовало 37 подобных соглашений, а на конец 2018 года было 467 действующих соглашений о ЗСТ.
В пятерку членов ВТО, имеющих наибольшее количество соглашений о ЗСТ, входит ЕС (40), Европейская ассоциация свободной торговли (31), Чили (30), Сингапур (24) и Турция (23).
Изменилось не только количество сделок, но и их содержание.
Если раньше чаще всего заключались двусторонние соглашения о свободной торговле, то в последнее время заключаются многосторонние соглашения. Соглашения о ЗСТ все еще называют «региональным», хотя часто не существует привязки к какому-либо конкретному региону и такое название используется только для противопоставления соглашениям ВТО.
Существенно изменилось содержание региональных торговых соглашений. Кроме снижения тарифов и отмены нетарифных барьеров между таможенными территориями, объединившимися в зону свободной торговли, соглашения регулируют вопросы интеллектуальной собственности, устойчивого развития, инвестиций, прав потребителей, экологических стандартов. Таким образом, региональные торговые соглашения идут дальше, чем нормы ГАТТ, и тем самым постепенно смещают акценты с многосторонней торговой системы ВТО в региональные правила.
Наибольшим вызовом для ВТО может стать создание зоны свободной торговли путем заключения мега-региональных соглашений, охватывающих несколько континентов и ослабляющих влияние ВТО в международной торговле.
Основная причина такого количественного и качественного роста региональных торговых соглашений заключается в том, что с каждым годом все сложнее достичь консенсуса при принятии решения большим количеством членов ВТО. В то время как в двустороннем порядке гораздо проще и быстрее найти взаимопонимание касательно новых правил, которых еще нет в ВТО, и договориться о либерализации торговли и политических уступках, связанных с такими договоренностями.
Согласно правилам ВТО таможенные союзы и ЗСТ являются исключениями из общего правила ВТО, поскольку предоставляют определенные льготы и преференции для ограниченного круга участников, что не соответствует базовому принципу наибольшего благоприятствования. Контроль за соблюдением этого исключения возложен на специальный Комитет, в который входят все члены ВТО. В ходе заседания Комитета неоднократно высказывались беспокойства о нарушении региональными торговыми соглашениями норм ВТО. Со временем функции Комитета свелись лишь к получению нотификаций о заключении соглашений и ведению статистики. Органом урегулирования споров также не было принято решение о нарушении региональными торговыми соглашениями норм ВТО.
Наличие недостаточного механизма контроля за выполнением статьи XXIV ГАТТ 1994 привело к широкомасштабному заключению региональных торговых соглашений, которые вытесняют влияние ВТО в международной торговле.
Украинский опыт
Украина тоже пользуется преимуществами от свободной торговли с рядом стран. В общем, Украина заключила 17 соглашений о свободной торговле, 14 из которых охватывают торговлю товарами, 3 – торговлю товарами и торговлю услугами.
Соглашения о свободной торговле
В течение 1992 – 2006 гг., еще до вступления в ВТО, Украина заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с государствами-членами СНГ (Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также соглашение о свободной торговле с Республикой Македония.
Эти соглашения не имеют положений касательно реального механизма урегулирования споров и являются примитивными по сравнению с соглашениями, которые были заключены после вступления Украины в ВТО.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС
Ярким примером участия Украины в классической региональной торговой сделке является Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. С самого начала это должно было быть соглашение, содержащее только торговую часть и предусматривающее всеобъемлющую зону свободной торговли товарами и услугами. Однако во время ее заключения текст был дополнен политической частью о сотрудничестве в сфере юстиции, свободы и безопасности в целях обеспечения верховенства права и уважения прав человека и основных свобод, а также экономического и отраслевого сотрудничества.
В торговом разделе, кроме классических положений о свободной торговле, закреплены углубленные обязательства в сфере интеллектуальной собственности (в части географических указаний), предусмотрена возможность применения двусторонних защитных мер относительно импорта в Украину европейских автомобилей, а также уделена отдельная глава обязательствам, касающимся устойчивого развития.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС предусматривает механизм урегулирования споров путем создания арбитража ad hoc. Процедуры рассмотрения спора упрощенные, но схожи с договоренностями в ВТО. Стоит признать, что на практике региональные арбитражные механизмы практически не используются в торговых спорах. В силу высокого авторитета, наличия апелляционной инстанции и практики применения норм многосторонней торговой системы государства преимущественно обращаются в Орган по разрешению споров ВТО.
Однако, несмотря на это, ЕС воспользовался положениями двустороннего механизма урегулирования споров и запросил консультации с целью получения доказательств и объяснений от украинской стороны относительно ограничений экспорта леса-кругляка для дальнейшего созыва арбитражной группы для рассмотрения спора.
Тем не менее, это Соглашение остается важнейшим соглашением в разрезе торговых отношений между Украиной и ЕС.
Договор о зоне свободной торговли с государствами-участниками СНГ
Не менее важным для Украины является Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г. с государствами-участниками СНГ, таким как: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, РФ, Таджикистан, Узбекистан.
Договор вступил в силу 20 сентября 2012 года и сменил около ста двусторонних документов, регламентирующих ЗСТ между странами СНГ. Кроме этого, Договор содержит ссылки на ГАТТ 1994, предусматривает полное обнуление пошлин, отмену количественных ограничений и имеет собственный механизм урегулирования споров между государствами-участниками.
Однако опыт показал, что Украина не доверяет этому механизму урегулирования споров из-за возможного политического влияния на экспертов (арбитров), которые должны рассматривать спор. В частности, это стало явным после того как Российская Федерация в одностороннем порядке с 2016 года прекратила выполнение своих обязательств по настоящему Договору.
Такие действия Российская Федерация пояснила «исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер», связанными с применением с 1 января 2016 года торгово-экономического раздела Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Украина оценила возможности обжалования этой ситуации в ВТО и приняла политическое решение в ответ: повысила ставки ввозной пошлины до уровня согласно своим обязательствам в ВТО.
Таким образом, Договор остается важным и регулирует торговые отношения со всеми государствами, подписавшими его, кроме РФ.
Другие соглашения о ЗСТ
Украина имеет преференции в торговле по результатам заключения Соглашения о свободной торговле между Украиной и государствами ЕАСТ (Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн) (вступило в силу 01.06.2012 г.) и Соглашения о свободной торговле между Правительством Украины и Правительством Черногории (вступило в силу 01.01.2013 г.), сфера применения которых распространяется на торговлю товарами и услугами.
Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой вступило в силу 01.08.2017 г. и охватывает только торговлю товарами. Недавно было подписано Соглашение о свободной торговле между Кабинетом Министров Украины и Правительством Государства Израиль. Сейчас осуществляются внутригосударственные процедуры для обеспечения вступления соглашения в силу.
Кроме этого, продолжаются переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Турецкой Республикой и Республикой Сербия, которые будут завершены только тогда, когда будет достигнут сбалансированный результат для обеих сторон.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует признать, что в наше время региональные торговые соглашения стали не исключением из правил, а стандартной практикой, призванной дополнить универсальное регулирование на уровне ВТО. Учитывая обострившийся в последние годы кризис ВТО, остается ожидать, что региональные торговые соглашения и в дальнейшем будут способствовать развитию свободной торговли между странами без барьеров извне. Иными словами, региональная интеграция должна дополнять многостороннюю торговую систему, а не угрожать ей.