Дата публикации: 9 января 2018
Алена Омельченко, Руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
На прошлой неделе между Еврокомиссией, Европаламентом и Евросоветом была достигнута политическая договоренность о реформировании торговой защиты ЕС.
Это первые значительные изменения законодательства ЕС о борьбе с демпинговым и субсидированным импортом за последние 15 лет.
Достигнутые договоренности по реформе – это результат четырехлетнего труда экспертов, переговоров, компромиссов и широких консультаций с государствами-членами, Евросоветом, Еврокомисией и Европарламентом.
Ожидается, что изменения вступят в силу в конце текущего года.
Поэтому стоит детальнее рассмотреть, зачем ЕС пошел на такие изменения и к чему стоит готовиться компаниям, экспортирующим свою продукцию в Евросоюз.
Новый статус Китая
Членство в ВТО привело к снижению уровня тарифной защиты, особенно для развитых стран. Ограниченные тарифными обязательствами страны в поиске защиты своих экономик начали активно использовать инструменты торговой защиты в виде антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Хотя изначально они были разработаны для борьбы с недобросовестной конкуренцией – но впоследствии переросли в широко используемый инструмент торговой защиты.
Введение антидемпинговых и компенсационных пошлин считается вполне законным, если они применены без грубых нарушений Антидемпингового соглашения ВТО и Антисубсидиционного соглашения ВТО.
Правила этих соглашений устанавливают основные требования к применению мер по результату расследований и позволяют государствам-членам устанавливать детали методик и корректировок, влияющих на расчёт пошлин.
Когда речь идет об осуществлении мер по защите рабочих мест на своей территории, ни одно уважающее своих граждан государство не будет принимать процедуры, которые ограничивают их возможности, если того не требует международный договор.
Именно поэтому страны, разрабатывая свои внутренние законодательства, выписывали правила таким образом, чтобы насчитывать высокий уровень пошлин в случае необходимости, ссылаясь на справедливые условия торговли.
Так США в свое время широко использовали методологию «обнуления», которая была в дальнейшем оспорена в ВТО. Таким же образом в национальных антидемпинговых законодательствах появились правила расчёта демпинговой маржи для «стран с рыночной экономикой» и для «стран с нерыночной экономикой».
Наличие такого статуса главным образом позволяет для «нерыночных экономик» применять методику расчета пошлин по «суррогатной стране».
Использование отдельной методики расчёта демпинговой маржи для нерыночных экономик позволяет многим членам ВТО, включая ЕС, США, Канаду, Индию, Мексику, Турцию, начислять заградительные пошлины для Китая и тем самым создавать конкурентные условия на рынке.
На протяжении многих лет Китай является абсолютным мировым лидером, в отношении которого используются инструменты торговой защиты.
В свою очередь ЕС является одной из крупнейших торговых экономик, на долю которой приходится 15% мирового импорта, при этом торговые меры занимают всего лишь 7,8% от тех, что принимаются во всем мире, и касаются лишь 0,21% от импорта.
Невысокие показатели торговой защиты, мировые тенденции к протекционизму, а главное — необходимость признания Китая рыночной экономикой, окончательно подтолкнули ЕС к осуществлению реформы торговой защиты.
В чем состоит реформа?
ЕС не стал портить отношения с Китаем и уравнял правила расчёта демпинговой маржи для рыночных и нерыночных экономик, заменив их на новую альтернативную методологию, которая будет применяться ко всем третьим странам без исключений.
Тем самым создал недискриминационные правила, как требует ВТО, и усилил возможность защиты внутреннего рынка от демпингового и субсидированного импорта.
Для членов ВТО демпинговая маржа обычно рассчитывается в соответствии со стандартными правилами. Однако внутренние цены и издержки могут быть искажены из-за вмешательства государства. В этом случае они не обеспечивают надлежащую основу для сравнения внутренней цены с экспортной цены.
Новая методология антидемпинговой политики ЕС позволит защитить внутренний рынок от импорта из стран, где существуют рыночные искажения, или там, где государство имеет глубокое влияние на экономику. В своих расследованиях Еврокомиссия будет сравнивать цены таких стран с мировыми ценами, а также будет иметь возможность конструировать цены и устанавливать фактический размер демпинга там, где есть искажения.
При определении искажений будут рассмотрены несколько критериев, такие как влияние государственной политики, присутствие государственных предприятий, дискриминационные преимущества в пользу отечественных компаний и отсутствие независимости финансового сектора.
Чтобы описать значительные искажения в некоторых странах или секторах, Комиссия будет представлять отчеты, которые будут доступны для будущих расследований. При подаче жалоб отрасль сможет ссылаться на такие отчеты Комиссии. Также будет предоставляться помощь для облегчения инициирования и участия в расследованиях небольшим компаниям.
Впервые социальные и экологические стандарты будут играть определенную роль в контексте торговой защиты.
Также ЕС откажется от «правила меньшей пошлины» в случаях несправедливо субсидированного импорта или наличия искажения цен на сырье и энергию. По мнению ЕС, систематическое применение «правила меньшей пошлины» выходит за рамки основных обязательств Антидемпингового соглашения ВТО.
В основу изменений будет положено предложение Комиссии по модернизации инструментов торговой защиты, разработанное в 2013 году, что повысит прозрачность и эффективность, а также обеспечит сокращение времени процедуры расследования на два месяца.
Реализация этой новой методологии будет включать в себя переходной период, в течение которого все существующие антидемпинговые и компенсационные меры, а также уже инициированные расследования не будут затронуты. Более того, в законодательстве четко указано, что новая методология не может быть основанием для пересмотра действующих мер, без других изменений обстоятельств.
Как отразится новая реформа ЕС на Украине?
Реформа ЕС по-прежнему будет иметь значительное влияние на расчёт демпинговой маржи для Китая, Беларуси, а также в некоторых секторах для России.
Что касается Украины, то пока есть основания рассчитывать, что для отечественных производителей эти изменения будут иметь в основном точечное значение. Пока нет оснований говорить, что украинские социальные или экологические стандарты дадут основание ЕС для применения защитных мер.
Единственное, в чем украинский бизнес точно почувствует сложность — вероятно, усложнится сбор информации при заполнении вопросников и предоставления доказательств в ходе расследования.
Вместе с тем, новые подходы ЕС стоит учесть и Украине.
Сейчас Минэкономразвития разрабатывает три новых закона, чтобы усовершенствовать собственные процедуры антидемпинговых, антисубсидиционных и защитных расследований. Судя по законопроектам, новшества ЕС в них не имплементированы.
И это не удивительно, учитывая, что целесообразность новых изменений ЕС еще не опробована на практике, а Украина не разделяет страны с рыночной и нерыночной экономикой для целей антидемпинговых расследований.
Однако, как ожидается, новые подходы ЕС смогут обеспечить более высокий уровень торговой защиты без нарушений международного торгового права. Если такой прогноз подтвердится, не исключено, что в дальнейшем применение новой методологии ЕС найдет свое отражение и в украинском законодательстве.