Дата публикации: 29 марта 2016
Максим Копейчиков, адвокат, партнер
Источник: «Европейская правда»
Евросоюз намерен усилить контроль за налоговыми уклонениями, в первую очередь – со стороны крупных компаний.
Для этого Европейская комиссия готовит законодательные инициативы по развитию недавно введенного в действие пакета норм, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов. По крайней мере, о таких планах сообщил ряд влиятельных европейских СМИ, ссылаясь на свои источники.
Что же планируется ужесточить?
Речь идет об обязательном обнародовании транснациональными корпорациями данных о полученной прибыли и уплаченных налогах в разрезе каждой из стран, входящих в Европейский Союз.
Соответствующий законопроект, если верить СМИ, официально будет представлен уже в апреле.
Причиной появления таких инициатив стал так называемый «Люксликс» 2014 года — громкий скандал, когда СМИ стало известно о налоговых сделках ряда транснациональных корпораций с Люксембургом, что позволило этим корпорациям сэкономить на налогах суммы, превышающие доходную часть бюджета Украины.
После этого еврочиновники смогли выявить ряд нарушений налогового законодательства со стороны крупных плательщиков, неправомерно определявших страну-источник происхождения доходов с целью использования преимуществ, предоставляемых внутренним законодательством отдельных юрисдикций.
Относительно параметров предполагаемой реформы единства еще нет, потому как предполагаемые пороговые показатели для компаний, подлежащих ужесточенному контролю (предлагается распространить его на компании с годовым оборотом в 750 млн евро), очевидно, сужают круг глобальных игроков, на которых будут распространяться эти требования.
Более того, для таких компаний не исключена возможность творчески подойти к реформированию собственной корпоративной структуры с целью избежать такого раскрытия.
Будут ли такие нововведения распространяться на Украину?
Есть вероятность, что подобные правила будут имплементированы в нашей стране, а также что Еврокомиссия распространит требования о раскрытии данных на доходы, полученные в европейских странах, не входящих в ЕС.
Что ждет крупный украинский бизнес в таком случае?
Украинских компаний, достигающих предполагаемых пороговых показателей, очевидно, недостаточно для того, чтобы новые правила хоть сколько-нибудь негативно повлияли на наполнение украинского бюджета вследствие частичного переноса базы налогообложения в Европу (даже если для такого подхода будут основания).
Это же касается и возможной потери бюджетных поступлений вследствие применения Евросоюзом санкций к транснациональным корпорациям, имеющим источник происхождения дохода в Украине. Предполагать, что украинский бюджет формируется за счет уплаченных транснациональными корпорациями налогов, не доставшихся европейским странам, будет наивно (впрочем, к примеру, транснациональные производители табачных изделий действительно являются крупными донорами госбюджета, но их заподозрить в минимизации нельзя – они имеют большие производственные мощности в Украине).
Впрочем, такое решение ЕС создает шанс для Украины стать европейской налоговой гаванью для транснациональных корпораций.
Пока это выглядит фантастически, но при должной сноровке и желании властей реально реформировать налоговое законодательство и снизить налоговую нагрузку на бизнес ничего невозможного в этом нет.
Как минимум, такие усилия приведут к тому, что Украина «просто» станет страной с комфортным и понятным налоговым режимом.
В любом случае это пошло бы на пользу как крупному мировому бизнесу, так и нашему государству.