Дата публикации: 27 августа 2019
Леонид Гилевич, советник
Источник: «Юридическая Газета»
Конституцией Украины предусмотрено, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, что и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.
Аналогичный принцип отражен в Законе Украины «О занятости населения», согласно ст. 3 которого иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, которые признаны в Украине беженцами, которым предоставлено убежище в Украине, которые признаны лицами, нуждающимися в дополнительной защите, которым предоставлена временная защита, а также лица, получившие разрешение на иммиграцию в Украину, имеют право на занятость на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины. В то же время иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Украину для трудоустройства на определенный срок, работодатели принимают на работу на основании разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, выданного в порядке, определенном Законом Украины «О занятости населения», если иное не предусмотрено международными договорами Украины.
Иностранцы и лица без гражданства не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью в том случае, если в соответствии с законодательством назначение на соответствующую должность или осуществление соответствующего вида деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Соответствующая особенность трудоустройства иностранцев — на основании разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом в установленном законом порядке — отвечает мировой практике, ведь государства заинтересованы в трудоустройстве, прежде всего, своих граждан и готовы допускать к национальному рынку труда только тех иностранцев, потребность в которых действительно существует в тот или иной период времени. Кроме того, вопрос трудоустройства иностранцев тесно связан с миграционными рисками, поэтому предусмотренная законодательством процедура получения разрешения на трудоустройство обычно связана с приобретением права на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.
Стоит отметить, что впервые процедура трудоустройства иностранцев была урегулирована на уровне закона, а не постановлений Кабинета Министров Украины, в 2017 году. Именно тогда вступил в силу Закон Украины № 2058-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций». 10 лет до этого вопрос получения разрешения на трудоустройство иностранцев регулировался тремя различными нормативными актами, которые постепенно сменяли друг друга. Такая эволюция законодательства далеко не всегда предполагала упрощение процедуры.
Например, наиболее поздний из таких нормативных актов — постановление Кабинета Министров Украины № 437 «Вопросы выдачи, продления и аннулирования разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства» — требовал от работодателя предоставить «документ, выданный лечебно-профилактическим учреждением о том, что лицо не болеет хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или другими инфекционными заболеваниями, перечень которых определен Минздравом». Через такую формулировку многие работодатели сталкивались с тем, что такую справку фактически невозможно было получить за пределами Украины, поэтому иностранцу приходилось приезжать для соответствующего обследования в Украину. Это означало дополнительные расходы для иностранца или его потенциального работодателя в ситуации, когда получение разрешения на трудоустройство и само трудоустройство еще было под вопросом.
Внесенные законом № 2058-VIII изменения существенно упростили трудоустройство иностранцев в Украине и ввели более дифференцированный подход к различным категориям работников.
Разрешение на применение труда иностранцев
Работодатели Украины имеют право на применение труда иностранцев и лиц без гражданства (далее — иностранцев) на территории Украины на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Государственной службы занятости (центрами занятости). Важно, что разрешение получает работодатель, а не иностранец, поэтому такое разрешение выдается для трудоустройства иностранца у конкретного работодателя на конкретной должности. Работа иностранцев может применяться на различных должностях в одного или нескольких (двух и более) работодателей, при условии получения разрешения на применение труда на каждой должности.
Законодательством Украины не предусмотрено разрешение, которое предоставляло бы иностранцу общее право на трудоустройство в Украине в течение определенного времени у любого работодателя и на любой должности (хотя такие разрешения существуют во многих государствах).
Для получения разрешения работодатель подает в территориальный орган Государственной службы занятости документы, предусмотренные ст. 42-2 Закона Украины «О занятости населения». Перечень таких документов был существенно уменьшен в 2017 году. Как правило, он состоит из заявления работодателя, копий страниц паспортного документа иностранца, цветной фотографии иностранца и копии проекта трудового договора (контракта) с иностранцем.
Заявление о выдаче разрешения рассматривается в течение 7-ми рабочих дней, а о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него — в течение 3-х рабочих дней. Важно, что заявление о продлении разрешения подается работодателем не позднее, чем за 20 календарных дней до окончания срока действия такого разрешения.
В большинстве случаев разрешение выдается на срок действия трудового договора (контракта), но не более чем на 1 год. Для определенных категорий иностранцев такой срок может составлять до 3-х лет. Кроме того, особые сроки установлены для командированных иностранных работников, а также для так называемых «внутрикорпоративных цессионариев» (соответствующий статус определен в Протоколе о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию). При наличии оснований действие разрешения может продлеваться неограниченное количество раз.
Законодательством устанавливается дифференцированный размер платы за выдачу или продление разрешения. В зависимости от срока, на который выдается разрешение, такой размер может составлять от 2-х до 6-ти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодатель подал документы (сейчас от 3842 грн до 11526 грн). Работодатель вносит плату в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о выдаче или продлении действия разрешения.
Работодатель обязан заключить с иностранцем трудовой договор (контракт) не позднее, чем в течение 90 календарных дней с даты выдачи разрешения, а также в 10-дневный срок после заключения трудового договора (контракта) предоставить заверенную работодателем копию органу, выдавшему разрешение.
В предусмотренных ст. 42-10 Закона Украины «О занятости населения» случаях работодатель обязан обратиться в территориальный орган Государственной службы занятости для отмены разрешения. В частности, такая обязанность существует в случае прекращения трудового договора (контракта) с иностранцем. Кроме того, во многих случаях именно такой орган может отменить разрешение. Например, в связи с невнесением работодателем платы за выдачу или продление разрешения, непредоставлением работодателем в установленный срок копии трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, установлением факта применения труда иностранца на иных условиях, чем определено разрешением или другим работодателем и т.д.
Некоторые категории иностранцев могут быть трудоустроены в Украине без указанного разрешения. Среди них иностранцы, постоянно проживающие в Украине; которые получили статус беженца или получили разрешение на иммиграцию в Украину; представители иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, которые обслуживают такие компании на территории Украины; работники иностранных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине; работники иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украины; иностранцы, прибывшие в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи и др.
Особые категории
С 2017 года в законодательство включено понятие «особых категорий иностранцев и лиц без гражданства, претендующих на трудоустройство в Украине». Такими лицами являются иностранные высокооплачиваемые профессионалы (то есть иностранцы или лица без гражданства, заработная плата которых составляет не менее 50 минимальных заработных плат — теперь 208 650 грн); основатели и/или участники, и/или бенефициары (контроллеры) юридического лица, созданного в Украине; выпускники университетов, входящих в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины; иностранные работники творческих профессий; иностранные ИТ-профессионалы. Для таких категорий предусмотрена возможность получения разрешения на трудоустройство на больший срок (до 3-х лет), не применяются требования к минимальной заработной плате иностранца, а иностранные высокооплачиваемые профессионалы имеют дополнительные права на работу по совместительству.
Минимальная заработная плата
Работодатель может получить разрешение, при условии выплаты заработной платы в размере не менее 5 минимальных заработных плат (сейчас 20 865 грн) иностранным наемным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и учебных заведениях, а также 10 минимальных заработных плат (сейчас 41 730 грн) для всех других категорий наемных работников. Требования к минимальной заработной плате не применяются в случае получения разрешения на применение труда особых категорий иностранцев.
Заработная плата в иностранной валюте
До 2019 года законодательство Украины теоретически предусматривало возможность выплаты иностранным работникам заработной платы в иностранной валюте (в отличие от граждан Украины, которым зарплата могла выплачиваться исключительно в гривнах), однако на практике, из-за несогласованности между собой ряда нормативных актов, такая выплата в иностранной валюте была затруднена. После вступления в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях» заработная плата иностранцам может выплачиваться только в гривнах, однако (как и для граждан Украины) в трудовом договоре (контракте) размер заработной платы может быть указан в иностранной валюте (с выплатой в эквиваленте в гривне).
Налогообложение заработной платы
По общему правилу, заработная плата иностранцев, работающих в Украине, подлежит налогообложению на тех же основаниях и в том же порядке, что и заработная плата граждан Украины.
Материальное обеспечение и социальные услуги
Иностранцы, работодатели которых выплачивают ЕСВ, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги Фонда социального страхования Украины, в том числе в связи с временной потерей трудоспособности («больничными»). Однако, по мнению Государственной фискальной службы Украины, иностранцы, которые работают в представительствах иностранных компаний, не подлежат обязательному социальному страхованию, и, следовательно, не имеют права на получение материального обеспечения и социальных услуг от Фонда социального страхования Украины.
Прекращение трудовых отношений
Хотя формально трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для увольнения иностранцев, работодателю, который обязан получить разрешение на трудоустройство иностранца, нужно учитывать, что иностранец не может работать без такого разрешения. Таким образом, в случае отмены разрешения или его непродления работодатель должен иметь возможность уволить иностранца. Для этого с иностранцами заключается срочный трудовой договор (контракт), срок которого привязан к действию разрешения.
Пребывание в Украине
Разрешение на применение труда иностранца является основанием для получения таким иностранцем вида на жительство в Украине, который позволяет иностранцу находиться и проживать в Украине в течение всего срока действия разрешения. Соответствующий вид на жительство оформляют территориальные органы Государственной миграционной службы Украины. В отличие от разрешения, вид на жительство получает иностранец, а не его работодатель, хотя работодатели предоставляют иностранцам необходимую для этого помощь и обычно именно они организуют подготовку необходимых документов.
Другие права
В остальном иностранцы фактически пользуются такими же правами в связи с трудовыми отношениями, как и граждане Украины, в частности относительно рабочего времени, времени отдыха, порядка выплаты заработной платы, материальной ответственности, и другими правами.