Дата публикации: 1 марта 2019
Денис Ненов, адвокат
Источник: «Зеркало недели»
В феврале 2019 г. в Верховную Раду был внесен законопроект №10024 «О частной детективной (розыскной) деятельности».
Это очередная попытка урегулирования деятельности частных детективов в Украине. В декабре 2018-го схожий проект закона (№3726) был отклонен после вето президента, наложенного в связи с его несоответствием ряду законодательных актов, в частности, нормам Уголовного процессуального кодекса. Какой же будет судьба проекта №10024 и частного сыска в Украине?
Необходимость принятия закона о частной детективной деятельности подтверждается международной практикой. В большинстве зарубежных государств институт частных детективов детально регламентирован на законодательном уровне. Перечень их услуг гораздо шире, а у детективов гораздо больше прав по сравнению с теми, что предусмотрены в законопроекте, внесенном украинскими народными депутатами.
Иностранные частные детективы обычно занимаются делами о корпоративных хищениях и мошенничествах, финансовых махинациях, киберпреступлениях, нарушении авторских прав.
Преимуществом работы с частными детективами является то, что она всегда направлена на обеспечение интересов клиента, в отличие от правоохранительных органов, задачи которых могут расходиться с интересами конкретного лица. Кроме того, частные детективы обязаны соблюдать требования конфиденциальности касательно полученной от клиента информации, что позволяет обезопасить коммерческую тайну или личную информацию лица от распространения не в интересах заказчика услуг.
Сомнений нет, что права, обязанности и ответственность частных детективов должны быть детально урегулированы законом, а их деятельность — взята под надлежащий контроль. Для того чтобы их клиенты были защищены от недобросовестных или незаконных действий со стороны детективов.
В пояснительной записке к законопроекту №10024 сформулированы следующие его цели: легализация частной детективной деятельности, вывод ее из «тени» и установление государственного контроля над этой сферой, расширение возможностей граждан и юридических лиц по защите их законных прав и интересов, в том числе предоставление стороне защиты дополнительных инструментов для сбора доказательной базы.
Однако содержание законопроекта, особенно в части объема прав субъектов частной детективной деятельности, ставит под сомнение возможность достижения указанных целей. Согласно проекту закона, права частных детективов фактически сводятся к методам поиска, получения и накапливания информации. Такие полномочия мало отличаются от прав любого гражданина Украины.
Итак, давайте определим, какие права все же есть у частных детективов:
— осуществлять наружное наблюдение на открытой местности, в общественных местах и транспорте по решению уполномоченных лиц в порядке, предусмотренном УПК Украины;
— обращаться с запросами в органы государственной власти и местного самоуправления, к предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а также к физическим лицам;
— проводить внешний осмотр помещений с неограниченным доступом (с согласия собственника или уполномоченного им лица);
— проводить осмотр и изучение материалов, предметов, документов с согласия их собственников или законных пользователей;
— получать на договорной основе письменные заключения и устные консультации специалистов и экспертов по вопросам, требующим специальных знаний;
— проводить устный опрос лиц.
Что касается международного опыта, то в США, например, частные детективы распределяются на классы: А или С. Тем, кому был присвоен класс А, имеют право заниматься исключительно сбором информации. У класса С более широкие возможности: проводить расследования, носить оружие и оказывать охранно-сторожевые услуги. Таким образом, если сравнивать предложенную в законопроекте модель с американской, отечественная сформирована в усеченном виде.
Дискуссионными можно считать положения законопроекта о полномочиях Национальной полиции по выдаче и аннулированию свидетельств о праве на занятие частной детективной (розыскной) деятельностью. Такая зависимость частных детективов от Нацполиции может привести к их заангажированности и невозможности качественно выполнять работу детектива. А именно: уравнение в правах стороны обвинения и стороны защиты было заявлено как одна из целей проекта закона.
Несмотря на то, что одной из целей законопроекта определено расширение возможностей для стороны защиты по сбору доказательств, фактически у частного детектива в этой части даже меньше прав, чем у адвоката: отсутствуют право на письменный опрос лиц, обязанность соответствующих органов и организаций ответить на запрос частного детектива, не предусмотрен срок ответа на его запрос, а также ответственность за игнорирование последнего.
В связи с достаточно узким перечнем прав частного детектива остается открытым вопрос возможности его эффективного применения участниками процесса при защите прав граждан и юридических лиц в суде.
Кроме того, сегодня в Украине фактически работают несколько тысяч частных детективов и частных детективных агентств. Свойственные для частной детективной деятельности услуги также оказывают охранные агентства и некоторые юридические фирмы. Зачастую это касается проверки контрагентов, потенциальных бизнес-партнеров и кандидатов на работу, слежки за вторыми половинками в связи с подозрениями в измене.
Однако, с моей точки зрения, законопроект не содержит необходимых механизмов, а главное, прав и возможностей для действующих частных детективов и частных детективных агентств, которые бы побудили их получить свидетельства о праве на занятие частной детективной деятельностью.
Вполне вероятно, что в случае принятия проекта в его первоначальном виде многие участники рынка частных детективных услуг не захотят переформатировать свою работу согласно новому закону, вследствие чего данная сфера деятельности так и останется в «тени».
Безусловно, данный законопроект является важным шагом для расширения возможностей по защите законных прав и интересов граждан и юридических лиц, но он требует доработки и дальнейших изменений (прежде всего в части расширения прав субъектов частной детективной деятельности), от внесения которых выиграют все: и представители рынка предоставления таких услуг, и их клиенты — граждане и юридические лица.