Дата публикации: 10 октября 2025
Иван Маринюк, руководитель практики налогового права
Источник: Лига:Закон
В Украине скоро заработает специальный правовой режим Defence City. Он касается, прежде всего, компаний оборонно-промышленного комплекса, производящих вооружение, военную технику, комплектующие и технологии двойного назначения.
Что такое Defence City?
Defence City – это режим, созданный государством специально для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Специальный режим призван создать благоприятные условия для масштабирования производства оружия и техники, привлечения инвестиций, а также уменьшить налоговую нагрузку и облегчить доступ к международным рынкам и партнерствам.
Режим будет действовать до 1 января 2036 года или до момента вступления Украины в ЕС.
Какие преимущества получит резидент Defence City?
Налоговые аспекты
- освобождение от налога на прибыль (при условии, что прибыль реинвестируется в производство или R&D);
- освобождение от уплаты земельного налога, налога на недвижимость и экологического налога;
- указанные освобождения могут стать дополнением к действующим льготам по НДС для участников операций в сфере обороны.
Таможенные льготы
- упрощенные таможенные процедуры при импорте и экспорте оборонной продукции;
- облегченный режим экспортного контроля товаров военного назначения.
Улучшенная конфиденциальность
- ведение Реестра резидентов Defence City будет осуществлять Минобороны;
- уязвимая для резидентов информация будет скрыта в публичных реестрах (в настоящее время уже введен механизм ограничения доступа к информации о предприятиях, учреждениях и организациях в сфере оборонно-промышленного комплекса независимо от наличия статуса резидента Defence City).
Кто может стать резидентом Defence City?
- отечественные предприятия – плательщики налога на прибыль, у которых не менее 75% (для авиастроения – 50%) дохода генерируется от операций с оборонными товарами;
- предприятия без налоговых долгов и незакрытых судебных споров в сфере оборонных закупок;
- предприятия с безупречной деловой/финансовой репутацией (имеют прозрачную структуру собственности, стабильное финансовое положение, не возбуждено дело о банкротстве, отсутствие завязей со страной-агрессором и применение санкций);
- предприятия, не являющиеся резидентами Дия.City.
Возможные налоговые риски режима Defence City
Налоговые поощрения действительно важны для развития бизнеса и могут создать дополнительный финансовый толчок для масштабирования. Но есть определенные нюансы, требующие внимания.
Нереинвестируемая часть прибыли, доходы контролируемых иностранных компаний и результаты контролируемых операций резидентов Defence City подлежат налогообложению на общих основаниях. Кроме того, в случае выявления факта несоответствия требованиям резидентности в Defence City в прошлом, компания должна подать уточняющие декларации за все предыдущие периоды, а также начислить налоговые обязательства и уплатить пеню. А если это будет в принудительном порядке, еще и заплатить штраф. В то же время, общие сроки давности не применяются в разрезе налогов, по которым предоставляются налоговые льготы для резидентов.
Во-вторых, Defence City не для всех. Молодые компании/стартапы, в отличие от режима Дия.City, не смогут сразу быть включены в список резидентов и пользоваться преимуществами последнего. Как минимум нужно пройти годовое крещение и наработать квалификационные показатели. Это может тормозить развитие ОПК и противоречить основной идее, которая закладывалась в новый закон.
Больше уверенности в вхождении в Defence City могли бы добавить гарантии от государства относительно защищенности от возможных злоупотреблений правоохранительных органов. Так, случаи ареста и изъятия имущества (продукции, оборудования, сырьевых материалов) в пределах недостаточно обоснованных уголовных производств могут влиять на ход выполнения оборонных контрактов и, собственно, статус резидентности. Невыполнение условий оборонного контракта, начисление штрафных санкций (а таковые обязательно начисляются государством) и неуплата последних может привести к потере статуса резидента Defence City.
Закон регулирует вопрос релокации бизнеса резидентов на более безопасные территории, но не до конца понятно, является ли релокация обязательной, чтобы получить резидентный статус. В то же время, как показывает опыт 3 лет войны, безопасных мест в Украине нет, а любой переезд – это дополнительные затраты ресурсов, времени, задержки производства и потенциальное негативное влияние на семьи работников, поскольку не все готовы к переезду и разрыву социальных связей.
Введение налога на выведенный капитал для Defence City (как для Дия.City) могло бы стимулировать привлечение больших инвестиций, в том числе иностранных, в развитие ОПК Украины, поскольку «прозрачная» возможность получения дохода от инвестиций является значимой перспективой для любого бизнеса.
Выводы
Defence City – это не только набор льгот, но и новая модель взаимодействия бизнеса с государством.
Defence City может стать важным толчком для украинского оборонного сектора, однако для бизнеса новый режим не является «оазисом в пустыне», а может быть инструментом, который будет работать только при четкости правил, гибкости и минимизации рисков, злоупотреблений с обеих сторон.