Дата публикации: 9 сентября 2025
Алина Боровец, адвокат
Источник: Mind
Ошибки в таможенных документах могут нанести компании многомиллионные убытки и даже стать основанием для возбуждения уголовного дела.
Изменения в законодательстве, вступившие в силу за последние годы, усилили контроль и значительно расширили полномочия таможни. В этих условиях бизнесу важно знать, как работает новая система проверок и какую позицию занимают суды.
Посттаможенный контроль: что это означает для компаний
В связи с имплементацией норм права ЕС и принятием Закона № 3926-IX от 22 августа 2024 года, вступившего в силу в апреле 2025 года, в Украине введён институт посттаможенного контроля. Это стало отправной точкой для формирования новой практики проверок и оспаривания решений, а также определило новые ориентиры для судебного контроля за действиями таможенных органов.
Закон № 3926-IX гармонизировал положения Таможенного кодекса Украины с законодательством ЕС, закрепив комплексную систему постаудита. Суть нововведения заключается в том, что проверки переместились из «пограничной» сферы в сферу посттаможенного анализа. При этом значительно расширены временные рамки контроля: если ранее проверка могла проводиться только в течение 30 дней, то теперь этот срок составляет пять лет.
Закон также предоставил таможенным органам более широкие инструменты для сбора информации: использование автоматизированной системы управления рисками, международного обмена данными, запросов в другие государственные учреждения и т. д. Кроме того, приказ Министерства финансов № 72 от 6 февраля 2025 года детализировал механизмы реализации постконтроля, установив двухуровневый подход: первичный анализ деклараций и, в случае выявления нарушений, назначение документальной проверки.
В результате для бизнеса возросли как требования к прозрачности и корректности таможенного оформления, так и риски повторного обращения таможни к давно завершённым операциям.
Нарушения таможенных правил: риски и судебная практика
Наиболее часто бизнес сталкивается с обвинениями в ненадлежащем декларировании товаров, их сокрытии от контроля или неправомерном освобождении от уплаты обязательных платежей. Речь идёт о нарушениях, которые охватываются статьями 472, 483 и 485 Таможенного кодекса Украины (далее – «ТКУ»).
Фактически любое несоответствие в поданных документах может стать основанием для составления протокола: расхождения в весе или стоимости, ошибки в определении кода товара, отсутствие отдельных разрешений или неправильная маркировка продукции.
Во время производства товар может быть изъят, а в случае доказанной вины – конфискован в доход государства. Предусмотрены и значительные штрафные санкции, в частности по ст. 483 ТКУ (перемещение или действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля) в размере до 100 % стоимости товара.
В то же время, при рассмотрении дел в судах ключевым вопросом является наличие умысла. Верховный Суд неоднократно подчеркивал: технические или формальные ошибки при декларировании не являются основанием для ответственности, если отсутствовал умысел ввести таможню в заблуждение.
Доказательство отсутствия умысла (например, подтверждение, что расхождения возникли вследствие технической опечатки или человеческого фактора) существенно повышает шансы на положительное для бизнеса решение. Суды при этом тщательно проверяют доказательную базу: были ли отобраны образцы товара, проведены экспертные исследования, подтверждены ли характеристики продукции лабораторными заключениями. Простого различия между декларацией и маркировкой товара недостаточно, требуются обоснованные доказательства.
Показателен кейс юридической фирмы «Илляшев и Партнеры», в котором мы защищали интересы крупной турецкой машиностроительной компании в споре с Черновицкой таможней. Таможня обвинила директора иностранной компании в предоставлении недостоверных данных о весе и стоимости товара, и на этом основании пыталась привлечь его к ответственности за нарушение таможенных правил.
Мы доказали в суде, что разница в показателях объясняется различиями в таможенных процедурах Украины и Турции, а сам товар был поставлен в полном объёме и по цене, предусмотренной контрактом. Государственный бюджет не понёс ущерба, поскольку все таможенные платежи были уплачены.
Суд первой инстанции признал отсутствие состава правонарушения, закрыл производство и обязал вернуть товар владельцу. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменений, окончательно поставив точку в споре в пользу бизнеса.
Этот пример демонстрирует, что даже при серьёзных обвинениях ключевым фактором является доказательная база и возможность подтвердить отсутствие умысла. Суды обращают внимание на то, было ли действительно намерение скрыть товар или избежать уплаты платежей, или же речь идёт о формальных неточностях.
Уголовная ответственность за контрабанду товаров
Дополнительный вызов для бизнеса появился 1 июля 2024 года, когда в Украине впервые введена уголовная ответственность за контрабанду товаров. Её состав во многом схож с административными нарушениями по Таможенному кодексу Украины (недекларирование, предоставление подложных документов, сокрытие), однако теперь такие действия квалифицируются как преступление только в случае превышения установленного порога стоимости.
Речь идёт о товарной контрабанде (статья 201-3 УК Украины):
- значительный размер (от 7,57 млн грн) – штраф от 170 000 до 425 000 грн;
- большой размер (от 15,14 млн грн) или совершение по предварительному сговору группой лиц, должностным лицом с использованием служебного положения, или лицом, ранее осуждённым за контрабанду – штраф от 850 000 до 1 275 000 грн или лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с дополнительным лишением права занимать определённые должности, или заниматься деятельностью до 3 лет и с конфискацией имущества;
- организованная группа – лишение свободы на срок от 7 до 11 лет с дополнительными санкциями в виде запрета на профессиональную деятельность и конфискацией имущества.
Риски для бизнеса существенно возросли: ошибка, которая ранее влекла лишь административный штраф, теперь может стать основанием для возбуждения уголовного дела. Это усиливает необходимость повышенного внимания к таможенным процедурам, правильности декларирования и документального оформления внешнеэкономических операций.
Недекларирование товаров или валютных ценностей
Это нарушение имеет место, когда гражданин или предприятие не заявляет достоверно товары, валюту или другие предметы, подлежащие обязательному таможенному декларированию. Типичный случай – пересечение границы через «зелёный коридор» с товарами, превышающими необлагаемые нормы, без заполнения декларации. За недекларирование предусмотрен административный штраф от 50 % до 100 % стоимости товаров, подлежащих таможенному оформлению.
Законом № 4323-IX разрешено альтернативно применять конфискацию товаров вместо штрафа или же дополнительно к минимальному штрафу конфисковывать предметы нарушения, то есть суд теперь может выбрать пропорциональную санкцию.
Важно отметить, что ранее санкция за недекларирование была строже: конфискация товаров была обязательной, а штраф фактически составлял 100 % их стоимости, что даже превышало санкции за некоторые более серьёзные нарушения (например, контрабанду). Закон № 4323-IX в 2023 году устранил эту нелогичность, сделав ответственность за недекларирование более соразмерной характеру действия.
Если же речь идёт о валюте, то отдельно установлено: недекларирование гражданином наличной валюты сверх допустимой суммы влечёт штраф в размере 20 % от суммы превышения лимита. В судах дела о недекларировании в отношении граждан (например, когда выявлены незадекларированные валютные ценности или товары) обычно рассматриваются таможенными органами или районными судами в упрощённом порядке, так как факт недекларирования очевиден. Оспариваются такие постановления редко, разве что когда лицо доказывает, что ошибка была ненамеренной или имела место провокация со стороны контроля (однако успешность таких аргументов невысока). В целом, если факт недекларирования установлен (товары обнаружены при осмотре), привлечение к ответственности почти неизбежно. Однако суд может учесть незначительность нарушения: например, при небольшом превышении норм или явной ненамеренности может назначить минимальный штраф.
Ключевые советы бизнесу при работе с таможней
Нарушения таможенных правил сегодня являются одной из наиболее чувствительных сфер для бизнеса, так как они сочетают в себе высокие финансовые риски, возможность утраты имущества и даже уголовную ответственность. В то же время современная судебная практика демонстрирует отход от формального подхода таможни и акцент на индивидуализацию ответственности и доказательство умысла. Это открывает для бизнеса дополнительные возможности для защиты при условии надлежащей доказательной стратегии и тщательной подготовки документов.
Имплементация норм права ЕС, в частности через Закон № 3926-IX, существенно изменила правила игры, переместив акцент контроля в сферу посттаможенного аудита и значительно расширив временные рамки проверок. Такой подход повышает требования к прозрачности внешнеэкономических операций и усиливает роль комплаенса в таможенной сфере. Для бизнеса это означает необходимость системно инвестировать во внутренние процедуры контроля, минимизировать риски формальных ошибок и заранее готовиться к возможным проверкам.
Основные рекомендации для бизнеса по таможенному контролю:
- внедрите внутренний комплаенс-контроль. Проверка документов до подачи декларации значительно снижает риски;
- готовьтесь к постаудиту. Помните, что таможня может проверять операции в течение 5 лет;
- формируйте доказательную стратегию. В случае спора важно доказать отсутствие умысла и иметь надлежащую доказательную базу;
- привлекайте внешних юридических советников. Своевременное привлечение юриста для подготовки документальной базы сэкономит ваше время и средства.
В современных условиях эффективная работа с внешнеэкономическими контрактами и таможенными декларациями требует не только грамотного документального оформления, но и комплексной юридической стратегии. Только сочетание надлежащей подготовки, внимательности к деталям и своевременного реагирования на претензии таможенных органов позволит бизнесу успешно защищать свои интересы и избегать чрезмерных санкций.