Дата публикации: 4 июля 2025
Валерия Гудий, Партнер
Олег Трохимчук, Советник, Соруководитель практики разрешения споров
Источник: «ЭнергоБизнес»
Рынок электрической энергии Украины функционирует на конкурентных началах с определенными ограничениями, установленными законами Украины. Функционирование такого рынка должно осуществляться с обеспечением энергетической безопасности Украины, созданием условий безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, энергоэффективности и защиты окружающей природной среды, а также содействием развитию альтернативной и возобновляемой энергетики.
Наращивание объемов производства и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников, обосновано необходимостью экономного расходования традиционных топливно-энергетических ресурсов и уменьшения зависимости Украины от их импорта путем реструктуризации производства и рационального потребления энергии за счет увеличения доли энергии из альтернативных источников.
Государственные органы должны создавать благоприятные экономические условия для строительства объектов альтернативной энергетики, применять экономические рычаги и стимулы с целью расширения использования альтернативных источников энергии. Приобретение электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии, гарантируется государством.
Очерченные задачи и направления являются достаточно понятными и соответствуют прогрессивным стандартам Европейского Союза. Однако в Украине производители электрической энергии из альтернативных источников сталкиваются с рядом проблем, которые, на наш взгляд, должны устранять не только законодательные, но и судебные органы Украины.
Трансформация «ГарПок»: изменения и влияние на производителей «зеленой» энергетики
С целью обеспечения общественных интересов и выполнения гарантий государства по покупке электрической энергии по установленному «зеленому» тарифу Правительством создано Государственное предприятие «Гарантированный покупатель». Однако деятельность этого предприятия, мягко говоря, не соответствует ожиданиям.
По данным Единого государственного реестра судебных решений, подавляющее большинство дел, стороной в которых является ГП «Гарантированный покупатель», являются делами о взыскании задолженности с государственного предприятия. По последним данным, сообщенным «ГарПок», задолженность по «зеленому тарифу» перед производителями электрической энергии по состоянию на март 2025 года составляет около 22,3 млрд грн, в 2024 году цифра задолженности достигала 37,3 млрд грн.
В начале 2024 года Правительство распоряжением №74-р решило преобразовать ГП «Гарантированный покупатель» в акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству и не подлежит приватизации.
Во исполнение этого решения 18 марта 2024 года в Единый государственный реестр были внесены сведения о пребывании «ГарПок» в состоянии прекращения деятельности в результате преобразования. Был установлен двухмесячный срок для предъявления кредиторами своих письменных требований – до 18 мая 2024 года.
Сразу возник вопрос, повлияют ли такие изменения на отношения с производителями с учетом уже сформированного долга и судебных споров.
Гражданский кодекс Украины предусматривает, что в случае преобразования государственного предприятия (как в случае с «ГарПок»), все права и обязанности, в том числе обязательства перед кредиторами, переходят к правопреемнику (новосозданному хозяйственному обществу).
В случае преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество правопреемство является универсальным – не требует согласия кредиторов, а обязательства сохраняются. На практике это означает, что:
- новосозданное общество (АО) станет правопреемником «ГарПок»;
- все договоры, долговые обязательства, судебные дела, кредиты, гарантии и т.п. – остаются в силе, но уже от имени нового юридического лица;
- кредиторам не нужно перезаключать договоры, однако они могут требовать дополнительных гарантий в случае изменений в финансовом состоянии предприятия.
Понимая и предвидя вероятную «истерику» на рынке электроэнергии, «ГарПок» сразу опубликовал на официальной веб-странице новость «Корпоратизация гарантированного покупателя: нашим контрагентам не о чем беспокоиться», где:
- призвал контрагентов сохранять спокойствие и не поддаваться провокациям, поскольку предприятие продолжает работать в штатном режиме и в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства;
- указал, что команда «Гарантированного покупателя» совместно с Кабинетом Министров Украины работает над тем, чтобы процесс корпоратизации прошел быстро, прозрачно и комфортно для всех партнеров.
Вера в деятельность государственных органов, слова государственных структур и высокие стандарты правосудия в Украине, наверное, когда-нибудь будут, но пока проблема долгов не решена, к любым изменениям желательно относиться с осторожностью.
Согласно Плану преобразования государственного предприятия «Гарантированный покупатель» в акционерное общество (100% акций принадлежат государству), утвержденному распоряжением Кабмина №367-р от 23.04.2024 года (с изменениями), на данный момент запланированы следующие шаги:
- в мае 2025 г. должны были подготовить проекты устава акционерного общества «Гарантированный покупатель», положение о принципах формирования наблюдательного совета, положение о наблюдательном совете общества, положение об исполнительном органе общества;
- в июне 2025 г. запланирована подача на утверждение Кабинета Министров Украины проектов устава акционерного общества, положения о принципах формирования наблюдательного совета, положения о наблюдательном совете общества, положения об исполнительном органе общества, а также передаточного акта имущества, передаваемого в уставный капитал общества, решения об эмиссии акций общества и возложения обязанностей председателя исполнительного органа общества на руководителя предприятия;
- в июле 2025 г. запланирована подача государственному регистратору документов, необходимых для проведения государственной регистрации акционерного общества и государственной регистрации прекращения деятельности государственного предприятия;
- подача заявления для регистрации выпуска акций общества в НКЦБФР, государственная регистрация выпуска акций общества, депонирование глобального сертификата в Центральном депозитарии, зачисление акций на счет государства в депозитарном учреждении, подготовка и подача на утверждение Кабинету Министров Украины проекта решения об утверждении в установленном порядке персонального состава наблюдательного совета общества;
- формирование в установленном порядке персонального состава исполнительного органа общества запланировано на октябрь-декабрь 2025 г.
Объективно можно ожидать, что в период с момента регистрации акционерного общества (как минимум до декабря 2025 года) отношения с производителями электроэнергии по «зеленому тарифу» будут переживать определенную стагнацию.
Отмена незаконной финансовой нагрузки на компании «зеленой энергетики»
С самого начала функционирования рынка зеленой энергетики производители сталкивались с определенными проблемами в функционировании введенных законодателем механизмов. Исторические отношения государства (НКРЭКУ – «ГарПок» – производитель – суд) содержат признаки того, что государство снимает с себя ответственность путем перекладывания бремени ответственности на финансово несостоятельное государственное предприятие, а не на бюджет Украины.
15.01.2021 г., когда ГП «Гарантированный покупатель» уже имело определенные проблемы с поступлением средств на оплату «зеленого тарифа», НКРЭКУ постановлением №46 «Об утверждении Изменений к постановлению НКРЭКУ от 26 апреля 2019 года № 641» были введены новые формулы расчета объема доли возмещения стоимости урегулирования небаланса электрической энергии «Гарантированного покупателя» продавцом по «зеленому» тарифу, входящего в балансирующую группу «Гарантированного покупателя».
Применение новой формулы объяснялось НКРЭКУ необходимостью установления объема доли возмещения стоимости урегулирования небаланса электрической энергии «Гарантированного покупателя», а на самом деле – ведомство возлагало дополнительное финансовое бремя на производителей.
Юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры» имеет опыт защиты интересов производителя «зеленой энергетики» и добилась отмены незаконной финансовой нагрузки. В интересах клиента нами был подан административный иск об обжаловании противоправной формулы НКРЭКУ, который рассматривался по делу №640/4069/21.
Решением ОАС г. Киева от 16.07.2021 года по данному делу был признан противоправным и недействительным подпункт 8 пункта 1 Изменений к постановлению НКРЭКУ от 26.04.2019 г. № 641, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 15.01.2021 г. № 46, в части изложения в новой редакции пункта 9.3 главы 9 Порядка покупки гарантированным покупателем электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии.
Рассмотрев дело №640/4069/21, Верховный Суд 08.02.2022 г. пришел к выводу, что НКРЭКУ фактически противоправно возложила дополнительную ответственность за некачественную торговую деятельность гарантированного покупателя на производителей, которым установлен «зеленый» тариф, и производителей, которые по результатам аукциона приобрели право на поддержку и входят в балансирующую группу гарантированного покупателя. Решение ОАС г. Киева от 16.07.2021 г. по делу №640/4069/21 вступило в силу 08.09.2022 года.
Учитывая, что нормативно-правовой акт НКРЭКУ в обжалуемой части был признан противоправным по делу №640/4069/21, многие производители обратились с исками в хозяйственный суд о возмещении ущерба, причиненного им в результате принятия НКРЭКУ противоправного нормативно-правового акта, поскольку в период с 16.01.2021 г. по 08.09.2022 г. такие производители уплачивали ГП «Гарантированный покупатель» объем доли возмещения стоимости урегулирования небаланса электрической энергии, рассчитанного по той же противоправной формуле.
Правовых вариантов для формирования судебной практики было несколько:
- возмещение государством ущерба, причиненного принятием органом государственной власти нормативно-правового акта, который был признан незаконным и отменен в соответствии со ст. 1175 Гражданского кодекса Украины;
- возмещение ущерба, причиненного незаконными решениями органа государственной власти при осуществлении им своих полномочий в соответствии со ст. 1173 Гражданского кодекса Украины;
- отказ во взыскании средств из государственного бюджета из-за недоказанности размера ущерба, факта ущерба и т.п.
Однако в большинстве судебных споров по искам производителей «зеленой» энергии Хозяйственным судом г. Киева предложен еще один правовой вариант, который позволял сохранить средства из государственного бюджета, а именно: суд отказывал в удовлетворении исковых заявлений с позиции, что подпункт 8 пункта 1 Изменений к постановлению НКРЭКУ от 26.04.2019 №641, утвержденных постановлением от 15.01.2021 №46, утратил силу с момента вступления в законную силу решения Окружного административного суда г. Киева от 16.07.2021 г. по делу №640/4069/21, а именно – с 08.09.2022 г. Следовательно, расчет объема доли возмещения стоимости урегулирования небаланса электрической энергии до указанной даты должен был проводиться исходя из постановления от 15.01.2021 г. №46 и, соответственно, якобы никакого ущерба производителям не наносилось.
Формирование подобной судебной практики в условиях войны не создавало риска для государства и государственных органов, но было явным свидетельством целенаправленного нарушения государством ст.1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в контексте права на мирное владение имуществом, которым в данном случае являются денежные средства производителей.
По мнению юристов, для того, чтобы создать хоть какие-то условия для суждения об эффективности судебной защиты от последствий принятия НКРЭКУ противоправного нормативно-правового акта, который на достаточно длительный период дал возможность для ГП «Гарантированный покупатель» получать дополнительные незаконные средства, начали появляться судебные заключения, что средства, которые уплачивались в ГП «Гарантированный покупатель» в период с 16.01.2021 г. по 08.09.2022 г., являются необоснованно сохраненными средствами по ст. 1212 Гражданского кодекса Украины и должны возмещаться не государством, а ГП «Гарантированный покупатель».
Ответ на вопрос, получили ли производители «зеленой» энергии от ГП «Гарантированный покупатель» безосновательно сохраненные предприятием средства, полученные по противоправному нормативному акту НКРЭКУ, и обеспечена ли в государстве эффективная защита, очевиден, особенно если вспомнить размер текущей задолженности государственного предприятия перед производителями.
Приведенная история отстаивания нарушенных прав участниками рынка электрической энергии, производимой из альтернативных источников, и ее последствия могут свидетельствовать о высоком риске продолжения пренебрежения интересами субъектов хозяйствования, что вызывает недоверие среди юристов к решениям, принимаемым в отношении функционирования гарантированного покупателя.
Покрытие задолженности ГП «Гарантированный покупатель»: советы для энергетических компаний
В отношениях с правопреемником ГП «Гарантированный покупатель» внимания заслуживает аспект правового риска, связанного с незаявлением письменных требований кредиторами к ГП «Гарантированный покупатель» в срок, определенный в процедуре преобразования.
Как уже отмечалось, кредиторы имели двухмесячный срок – до 18 мая 2024 года – для подачи своих письменных требований. Несмотря на то, что в соответствии с Гражданским кодексом Украины в случае преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество правопреемство является универсальным (не требует согласия кредиторов, а обязательства сохраняются), отсутствие письменного требования в установленный срок может иметь ряд неблагоприятных последствий:
- требования кредитора могут быть не учтены в передаточном акте, который будет утвержден Кабинетом Министров Украины в июне 2025 г., а соответственно – не войдут в баланс новообразованного акционерного общества;
- контрагент, который не заявил требование, потенциально теряет преимущество в очередности удовлетворения долгов, особенно в условиях ограниченного финансирования и имеющейся многомиллиардной задолженности;
- возможность судебной защиты таких требований в будущем может усложниться: не исключается риск, что новое юридическое лицо (АО) может заявить об отсутствии обязательства, если соответствующие данные не внесены в его финансовую отчетность и передаточный акт.
В условиях отсутствия четкой государственной политики по покрытию задолженности и реалий военного времени можно утверждать, что риск остаться без реального механизма погашения задолженности является абсолютно реальным для тех субъектов рынка, которые не воспользовались правом заявить письменные требования в установленный срок.