Дата публикации: 22 апреля 2020
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
Пандемия коронавируса быстро меняет мир — и международная торговля не стала исключением. Закрытие границ наносит неоправданный экономический ущерб многим странам, в том числе и Украине. В такой ситуации некоторые страны используют коронавирус как повод для применения протекционистских мер.
Это новый вызов и Украина должна быть готова к нему.
Турецкий вызов
Первой, по крайней мере там, где это было ощутимо для украинского экспорта, такие меры стала внедрять Турция.
Анкара ввела ограничительные меры в отношении коммерческих транспортных средств и водителей грузовиков, пересекавших турецкую границу, и оказавшихся изолированными на 14-дневном карантине.
Строгие карантинные правила были приняты без предупреждения и касались не только граждан Украины, но и граждан 65 стран, попавших в зону риска.
Однако, в то же самое время, российские и белорусские перевозчики длительное время могли беспрепятственно осуществлять перевозки, даже когда это было запрещено для перевозчиков из других стран.
Самая сложная ситуация возникла на турецко-болгарской границе.
Только после дипломатических переговоров на уровне президентов двух стран заблокированные украинские перевозчики получили разрешение на пересечение границы.
Насколько были оправданы такие запреты?
Согласно правилам соглашений ВТО, страны-члены могут временно отходить от своих обязательств в исключительных случаях, в частности необходимых для защиты жизни или здоровья людей, животных и растений.
Однако такие меры не должны применяться путем произвольной или неоправданной дискриминации между странами или скрытого ограничения международной торговли.
Сейчас, по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП), ограничительные меры продолжают действовать для всех иностранных перевозчиков. Для всех них допуск на территорию Турции возможен только после прохождения 14-дневного карантина.
Парадокс заключается в том, что по данным ВОЗ, Турция находится на шестом месте в списке европейских стран, имеющих наибольшее количество подтвержденных случаев COVID-19, в то время как Украина — на 22-м месте.
Украина готова действовать в ответ
Украина удивила своей решительностью при решении спорного вопроса. Недавно Кабмин принял распоряжение о временном ограничении пересечения государственной границы на принципе взаимности.
Теперь для водителей и членов экипажа грузовых транспортных средств, членов экипажей воздушных и морских, речных судов, членов поездных и локомотивных бригад стран установивших ограничения пересечения собственной государственной границы для таких лиц из Украины, могут применяться соответствующие меры на основе взаимности.
На сегодня еще неизвестно, как украинская власть будет реализовывать указанные ограничения, особенно в отношении членам ВТО, в частности Турции.
Однако уже понятно, что такое распоряжение дает возможность более продуктивно вести дипломатические переговоры с Анкарой по разблокированию перемещения грузов украинскими перевозчиками.
Безусловно, такие переговоры могут затягиваться с турецкой стороны, учитывая временный характер таких мер, и Украина под давлением украинских автомобильных перевозчиков может пойти на «зеркальные» ограничения по распоряжению Кабмина.
Не стоит забывать, что принцип взаимности может применяться не по виду транспорта, а по экономической составляющей или ко всем видам транспорта.
Тем более, что Украина определила, что такие ограничения могут применяться не только в отношении автомобильного транспорта, но и для воздушных, морских и речных судов.
Создание препятствий для турецких компаний всех видов транспорта, возможно, заставит Турцию пересмотреть свое решение или скорее найти взаимоприемлемое решение.
Новые риски
Прежде всего, следует признать: турецкий пример не является случайностью.
Скорее всего, такие ограничения станут постоянными. И стоит уже сейчас задать себе вопрос: чем Украина может ответить на эти вызовы?
Сейчас ВТО прогнозирует три сценария восстановления глобальной экономики после воздействия COVID-19 (оптимистический, сдержанно оптимистический и пессимистический).
Однако, при любом сценарии (от условно-оптимистического до пессимистического) в ВТО прогнозируют рост расходов, связанных с международной торговлей, вызванный рядом причин, в частности, усилением пограничного контроля, а также мерами, принимаемыми государствами в пределах торговых политик.
Ситуация осложняется тем, что работа Апелляционного органа по урегулированию споров ВТО до сих пор заблокирована. А соответственно, новые протекционистские ограничения останутся «безнаказанными», что будет стимулировать государства все чаще прибегать к ним.
На это Украина повлиять не может.
Однако, можно оперативно решить другую важную проблему.
Хотя Украина уже 12 лет является членом ВТО, она до сих пор не имплементировала в свое национальное законодательство общие исключения и исключения из соображений безопасности, которые могут дать стране законную возможность оперативно защищать национальные интересы на временной основе.
Экономический кризис, вызванный пандемией, делает этот вопрос первоочередным.
Ведь поиск ответов на новые вызовы только в «ручном режиме» может быть эффективным только на начальном этапе.
Поэтому стоит готовиться к новым вызовам уже сегодня. Тем более, времени на подготовку у нас немного.