Оставить заявку

Обход антидемпинговых мер через третьи страны: вызовы и решения для Украины

Дата публикации: 29 июля 2025

Алена Омельченко, Партнер, Адвокат, Руководитель практики международной торговли

Источник: Ukrainian Law Firms 2025

В условиях полномасштабной войны и эскалации глобальных торговых конфликтов защита национальных производителей приобретает критическое значение для экономической безопасности государства. Украинские предприятия вынуждены одновременно бороться с разрушительными последствиями военной агрессии, сбоями в логистических цепочках, дефицитом ресурсов и растущим давлением недобросовестного импорта. В таких условиях антидемпинговые меры являются не просто инструментом регулирования торговли, а жизненно важными механизмами для сохранения рабочих мест, обеспечения бюджетных поступлений и стратегического развития промышленности. Однако в последние годы растет количество случаев обхода действующих мер через третьи страны – это чревато эффективностью государственной торговой политики и создает новые вызовы для органов контроля и национальных производителей.

Основные механизмы обхода антидемпинговых мер

Обход антидемпинговых пошлин через третьи страны может осуществляться по разным схемам, среди которых наиболее распространены:

  • незначительная модификация: продукция страны, на которую распространяется действие антидемпинговых мер, проходит незначительную переработку или переупаковку в другой стране, получая новое происхождение или изменение кода Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;
  • реэкспорт через посредников: по этой схеме товары сначала импортируются в страну-посредника, а затем реэкспортируются в Украину под видом продукции этого государства;
  • манипуляции с трансфертным ценообразованием: речь идет о преднамеренном снижении стоимости товаров при экспорте через третью страну с целью уменьшения суммы таможенных платежей и обхода действия пошлин.

Последние дела, рассмотренные нашей фирмой, свидетельствуют, что наиболее распространенными стали подделки сертификатов происхождения товаров и занижение таможенной стоимости. В частности, по результатам аналитики были выявлены прямые признаки системного, длительного и масштабного уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины, что нанесло существенный ущерб украинскому производителю и нивелировало действие окончательных антидемпинговых мер, примененных Межведомственной комиссией по международной торговле.

Наиболее показательным стал аномальный рост экспорта китайских товаров из Малайзии – по объемам, динамике и таможенной стоимости – что четко указывает на масштабный обход установленных торговых ограничений.

Проблемы применения законодательства

Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года и Закона Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» предусматривают возможность применения мер при уклонении от уплаты пошлины. Однако практическое применение этих положений остается крайне проблематичным. В течение нескольких лет мы пытались добиться такого расследования, однако безуспешно из-за отсутствия определенных (на уровне подзаконных актов) внутренних ведомственных процедур, предусмотренных Законом.

Согласно ст. 27 Закона, в случае подозрения в обходе мер государство должно:

  • обеспечить регистрацию контрактов импорта (Минэкономики) или
  • обеспечить внесение поставщиком средств на депозит (Государственная таможенная служба Украины).

К сожалению, за более чем 25 лет действия Закона соответствующие подзаконные акты не были разработаны. Отсутствие процедуры регистрации контрактов блокирует инициирование расследований, а Министерство экономики фактически избегает активных действий, направляя необоснованно большие объемы запросов национальному товаропроизводителю.

Роль Государственной таможенной службы Украины

В этой ситуации Государственная таможенная служба Украины стала ключевым партнером национального товаропроизводителя в борьбе с обходом антидемпинговых мер. Если раньше считалось, что реализация ст. 27 Закона невозможна без создания Минэкономики соответствующего реестра, то сегодня именно Гостаможслужба обеспечила реальную возможность применения механизма депозитирования пошлины поставщиком.

Это стало первым важным прецедентом, который создает основу для дальнейших решений Межведомственной комиссии по международной торговле о применении антидемпинговых пошлин на товары, импортируемые из Малайзии, по ставкам, действующим в отношении импорта из Китая.

Кроме того, стоит отметить комплексную работу Гостаможслужбы, которая включает:

  • тщательную проверку сертификатов происхождения и документов о производстве товаров;
  • анализ торговых потоков с целью выявления нетипичных изменений в импорте из новых стран;
  • международное сотрудничество – обмен информацией с иностранными таможенными органами о потенциальных схемах уклонения;
  • введение ретроактивных пошлин – применение мер с обратной силой после выявления фактов обхода.

Этот прогресс особенно заметен, учитывая, что до октября 2024 года Гостаможслужба была уполномочена проверять документы, подтверждающие происхождение товаров, только после прохождения таможенного оформления.

Важным этапом формирования реального и эффективного механизма противодействия обходу антидемпинговых мер стало принятие Верховной Радой Украины изменений в Таможенный кодекс Украины. Эти изменения предоставили Гостаможслужбе полномочия по праву проведения проверки производства и всей цепи поставки товаров от иностранного производителя до украинского импортера в случае обнаружения фактов фальсификации сертификатов о происхождении товаров, на которые установлена антидемпинговая пошлина. Инициатором внесения таких правок стала Нина Южанина – член Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

Кроме административных мер, впервые по фактам обхода антидемпинговых мер было возбуждено уголовное производство, осуществляемое Департаментом стратегических расследований Национальной полиции Украины. Это беспрецедентный шаг, подчеркивающий серьезность ситуации и важность надлежащего реагирования со стороны государства.

Ключевые выводы

Обход антидемпинговых мер через третьи страны – это серьезный вызов для торговой политики Украины. Однако пример взаимодействия с Государственной таможенной службой свидетельствует, что даже при несовершенном законодательстве возможны действенные механизмы защиты внутреннего рынка.

Для эффективного противодействия подобным схемам необходим комплексный подход, включающий:

  • совершенствование законодательства;
  • внутреннюю регламентацию процедур Минэкономики;
  • аналитическую работу товаропроизводителей;
  • активное участие Государственной таможенной службы Украины как технически и организационно подготовленного органа контроля и реагирования.

Украинскому бизнесу следует теснее сотрудничать с таможенными органами, а правительству – обеспечить политическую волю для завершения законодательной архитектуры в сфере антидемпинговых расследований и впервые в своей практике инициировать расследование в связи с уклонением от уплаты антидемпинговых мер на основании жалоб, которые в настоящее время рассматриваются Министерством экономики и Межведомственной комиссией по вопросам международной торговли.