Дата публикации: 23 мая 2016
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
12 мая текущего года Европарламент принял общую резолюцию о статусе экономики Китая. Это решение вызвало серьезные баталии в ЕС, поскольку прямо влияет на уровень торговой защиты внутреннего рынка.
Из общей резолюции Европарламента следует, что ЕС пока не готов признать Китай страной с рыночной экономикой.
Стоит отметить, что это — вовсе не формальность. Не только ЕС, но и США, Канада, Япония пока не предоставили Китаю этот статус, в то время как Австралия, Бразилия, Аргентина, Швейцария и Россия сделали это.
Что это означает и как может повлиять на торговую защиту ЕС?
В 2001 году Китай был принят в ВТО как страна с переходным типом экономики, но спустя 15 лет государства-члены организации должны признать рыночный статус Китая.
Поднебесная настаивает на том, что толкование Протокола о присоединении Китая к ВТО предусматривает автоматическое признание статуса страны с рыночной экономикой в 2017 году, но некоторые члены ВТО не разделяют такое мнение.
Наличие такого статуса проявляется главным образом в антидемпинговых расследованиях, в ходе которых для нерыночных экономик применяют методику расчета пошлин по «суррогатной стране».
В данный момент антидемпинговое законодательство ЕС дает возможность применять эту методику и определяет Китай как страну с нерыночной экономикой. Правила проведения расчетов для китайских компаний отличаются от стандартных тем, что при определении «нормальной стоимости», которая является важнейшим показателем в расчете демпинговой маржи, берут данные аналогичной («суррогатной») страны.
Еврокомиссия оценивает, работают ли компании в среде, где преобладают рыночные экономические условия, или нет. Такая оценка базируется на пяти критериях, которые четко определены правилами ЕС. Не достиг критериев — не получаешь права расчета по собственным данным.
Вместе с тем существует возможность применения индивидуального режима для конкретных экспортеров в конкретных расследованиях.
Такой подход позволяет многим членам ВТО начислять заградительные пошлины для Китая и вытеснять его продукцию с рынка. При этом Китай — абсолютный мировой лидер, в отношении которого используется такая защита.
В ЕС из 73 ныне действующих антидемпинговых мер – 56 применяются в отношении импорта из Китая.
Помимо ЕС, такую методику используют США, Канада, Индия, Мексика, Турция и т.д.
Кстати, до сих пор ряд стран из вышеперечисленных не определяют Украину как страну с рыночной экономикой.
Соответственно, предоставление статуса рыночной страны позволит китайской промышленности инициировать пересмотры антидемпинговых мер и требовать перерасчета маржи по собственным данным, что, безусловно, приведет к снижению или отмене пошлин.
Что дальше?
Признание Китая страной с рыночной экономикой является проблемой, по которой ЕС должен принять решение до конца нынешнего года.
Но, несмотря на договоренности в рамках ВТО, Европарламент не спешит это делать и в своей резолюции подчеркнул, что Китай не является страной с рыночной экономикой и что пять критериев, установленных ЕС, не были соблюдены.
Также он призвал Еврокомиссию должным образом учитывать озабоченность, выраженную промышленностью, профсоюзами и другими заинтересованными сторонами, в отношении последствий для рабочих мест в ЕС, стандартов экономического роста во всех секторах промышленности и выработать предложение в соответствии с этим принципом.
Ожидается, что Еврокомиссия внесет новое предложение в июле текущего года.
Это решение однозначно будет очень непростым. Во-первых, ЕС придется учесть экспертные оценки об экономическом эффекте признания за Китаем рыночного статуса.
В случае предоставления Китаю рыночного статуса могут пострадать как минимум семь отраслей, включая металлургическую и деревообрабатывающую. Все это угрожает Евросоюзу потерей более 3,5 млн рабочих мест.
Вместе с тем, в ответ на отказ ЕС, Пекин может принять ответные меры. Например, он может выйти из переговоров по инвестициям (весьма важных для европейцев), а также создать препятствия в торговле европейским компаниям.
Китай является вторым по величине торговым партнером ЕС с ежедневным торговым потоком более 1 млрд евро и его рынок очень важен для многих других отраслей и европейских брендов, которые заинтересованы в развитии торговых отношений.
Поэтому принятие резолюции безусловно не означает, что ЕС готов пойти на торговую войну, скорее всего, стоит ожидать выработки новой сбалансированной политики торговой защиты, которая будет более-менее компромиссной.
Именно поэтому Европарламент призвал Еврокомиссию координировать свои действия с основными торговыми партнерами ЕС, чтобы прийти к общему толкованию права ВТО, в том числе в контексте предстоящих G7 и G20 встреч на высшем уровне, а также обсудить эти вопросы на предстоящем саммите ЕС-Китай.
Параллельно с этим Европарламент подчеркнул неизбежную необходимость общего реформирования инструментов торговой защиты ЕС с целью обеспечения равных условий для европейской промышленности, Китая и других партнеров, в полном соответствии с правом ВТО.
Это свидетельствует о том, что ЕС стремится к здравым и сбалансированным отношениям, учитывая реальную рыночную ситуацию Китая.
Некоторые эксперты считают, что у Евросоюза есть альтернативное решение для защиты внутреннего рынка от китайского импорта – это применение компенсационных мер взамен антидемпинговых.
ЕС, США, Канада и Австралия уже давно начали готовиться к этому и используют эту тактику. Также могут быть применены альтернативные новые методики расчета антидемпинговой маржи, которые не так прямо будут указывать на нерыночность Китая, но обеспечат высокую защиту.
Как это отразится на Украине?
В украинском законодательстве не предусмотрено возможности определять страну с нерыночной экономикой для целей расследований, поэтому методика расчета по «суррогатной стране» не практикуется.
Более того, Украина при вступлении в ВТО подписала двусторонний протокол с Китаем, в котором задекларировала, что не будет считать Китай нерыночной страной, в целях применения торговой защиты.
Таким образом, обретение Китаем статуса с рыночной экономикой не отразится на практике расчета пошлин для защиты внутреннего рынка в Украине.
Однако от решения этой проблемы зависит спрос на украинский экспорт, в первую очередь — в ЕС. Если Китай сможет добиться открытия рынков таких больших игроков, как ЕС и США, то это значительно усилит конкуренцию китайской продукции на этих рынках по отношению к украинской.
Кроме того, Украине стоит отслеживать дальнейшие тенденции развития практики торговой защиты развитых стран и в случае выработки подходов внедрять их в украинское законодательство.
В частности, в силу недостаточно развитой практики торговой защиты в Украине не применяются компенсационные меры.
Вместе с тем, Минэкономразвития Украины разрабатывает новый закон, который, как ожидается, улучшит практику торговой защиты от субсидированного импорта. Дальнейшее развитие ситуации вокруг рыночного статуса Китая и новых торговых мер ЕС может стать толчком для развития подобных практик в Украине.