Дата публикации: 7 марта 2024
Сергей Неделько, адвокат, советник, руководитель Одесского офиса
Источник: «Европейская правда»
Нынешняя ситуация на польско-украинской границе заставляет украинское правительство и бизнес серьезно задуматься о поиске альтернативных логистических путей для экспорта отечественной продукции.
Ведь в условиях большой войны экспортно ориентированная экономика Украины не может зависеть от политических процессов и электоральных игр в соседних странах, поведение которых не в полной мере отвечает принципам последовательности, предсказуемости и добрососедства.
Развитие последних событий на границе наталкивает на мысль, что польское правительство уже не в состоянии контролировать ситуацию и действительно не намерено этого делать в ожидании местных выборов, которые пройдут в апреле. Но нельзя исключать, что желание решить проблему на границе с Украиной не появится в Варшаве после завершения избирательного цикла.
В такой ситуации оптимальной альтернативой является транспортировка через украинские морские и речные порты. Этот механизм остается привлекательным даже при закрытии портов Бердянска, Мариуполя, Скадовска и Херсона, а также остановки навигации к портам Николаевщины.
Но делает ли украинское правительство все необходимое для создания новых логистических путей через морские и речные порты? А также для того чтобы сделать эти маршруты надежными для бизнеса?
Украинский коридор
После окончательного выхода рф из Зерновой инициативы Украине достаточно быстро удалось найти формулу стабильной и безопасной – насколько это возможно в условиях войны – навигации в порты Большой Одессы.
Конечно, ключевую роль в этом процессе играют Военно-Морские Силы Украины (ВМС), совместно с Государственной пограничной службой, Морской поисково-спасательной службой и Администрацией морских портов Украины (АМПУ) реализуют порядок прохода в эти порты через район северо-западной части Черного. моря в условиях действия режима военного положения, которое еще называют Украинским коридором.
Координацию работы коридора и коммуникацию между судовладельцами (морскими агентами) и другими участниками взяла на себя АМПУ.
Украинский коридор действует только для торговых судов гражданских судовладельцев.
В то же время он не предусматривает никаких ограничений по видам груза, за исключением военных.
Также запрещается захождение в морские порты Украины судов-нарушителей, судов под флагом рф и связанных с физическими и юридическими лицами из рф или находящихся в собственности подсанкционных лиц.
Что касается судов-нарушителей, то наиболее распространенными нарушениями сейчас являются отклонения от определенного маршрута и несоблюдение скоростных ограничений.
Воспользоваться Украинским коридором можно при условии включения судна в караваны по заявке агента судна в порту и в соответствии с согласованным ВМС планом формирования каравана на соответствующие сутки.
Обязательным является представление в АМПУ гарантийного письма, согласно которому капитан как уполномоченный представитель судовладельца подтверждает, что он берет на себя всю ответственность за безопасность судна и экипажа. Это означает, что капитан понимает и осознает военные риски и не возлагает ответственность за возможные инциденты на прибрежное государство Украины. А именно страна-агрессор должна нести ответственность за нарушение законов и обычаев войны (ст. 438 УК Украины). Суда, следующие к морским портам Украины, подлежат обязательному осмотру на предмет отсутствия на борту запрещенных (военных) грузов.
За период своей работы Украинский коридор показал свою чрезвычайную эффективность.
По последним данным Мининфраструктуры, с начала работы в августе 2023 года коридором воспользовались 894 судна, которыми экспортировано почти 27 млн тонн грузов, в том числе около 19 млн тонн украинской агропродукции.
Порты Дунайского кластера
После начала полномасштабного вторжения объемы перевалки грузов в портах Измаил, Рени и Усть-Дунайск увеличились в 2, 6 и 12 раз соответственно.
Несмотря на успешное функционирование Украинского коридора, развитие портов Дунайского кластера было и остается одним из приоритетных направлений развития.
Так, в 2023 году было запущено 23 точки перевалки грузов, в течение 2022-2023 годов АМПУ выполнила эксплуатационное дноуглубление в объеме 3,33 млн кубических метров.
Кроме того, в планах Мининфраструктуры – прокладка новых маршрутов в европейские порты на Дунае, что поможет минимизировать грузопотоки через наши западные сухопутные границы.
Для обеспечения бесперебойного экспорта активно работает Украинское Дунайское пароходство (УДП) – государственная судоходная компания, осуществляющая морские и речные перевозки.
Основная номенклатура грузов для перевозки речным транспортом – железорудное сырье, уголь и кокс, зерновые грузы, металлы, удобрения, нефтепродукты, грузы в контейнерах, машины и оборудование, крупногабаритные и тяжеловесные грузы.
В настоящее время УДП предлагает доставку контейнеров в дунайские порты Болгарии, Сербии, Венгрии, Словакии, Австрии, Германии и Румынии.
Пароходство активно занимается модернизацией и строительством барже-буксирного флота.
С начала блокады польской границы УДП разработало три линии для баржевых караванов по маршрутам Украина – Галац, Румыния, Украина – Регенсбург, Германия и Украина – Констанца, Румыния.
Конечно, для определенных групп товаров речные перевозки не смогут полноценно заменить автомобильный и железнодорожный транспорт, однако следует понимать, что судовая партия является альтернативой 2-5 тысячам грузовиков.
Стимулирование судоходства
Гарантии безопасности, возмещение вреда и экономическая целесообразность – это три кита, на которых стоит морской бизнес в условиях войны.
Если реализация первого вопроса относительно понятна благодаря нашим защитникам в ВМС, то два других нуждаются в постоянном поиске и совершенствовании новых механизмов со стороны государства.
Так, в рамках подготовки к запуску Украинского коридора постановлением Кабинета министров Украины № 548 от 26 мая 2023 года утвержден Порядок предоставления гарантий компенсации ущерба, причиненного в результате вооруженной агрессии российской федерации против Украины и военных действий на территории Украины, фрахтователям, операторам и/или владелец судов и судов внутреннего плавания, ходящих под флагом Украины и под флагами иностранных государств (Порядок).
Документ предусматривал компенсацию из госбюджета ущерба на сумму до 20 млрд грн., причиненного в территориальном море Украины при перевозке невоенных грузов из открытых украинских портов.
Основными условиями возмещения было отсутствие связей с рф, наличие полисов только обязательного страхования (Hull & Machinery и Protection & Indemnity) и отказ страховщика в выплате возмещения.
Однако механизм компенсации охватывал только 2023 год бюджетный год и предусматривал предоставление пакета документов до 1 декабря 2023 года.
В бюджете на 2024 год заложено 2 млрд грн. на компенсацию ущерба, причиненного в результате вооруженной агрессии рф судовладельцам и фрахтователям, однако порядок ее выплаты фактически не действует.
Начиная с конца ноября прошлого года в Кабмине обсуждается проект изменений в Порядок, предусматривающий, в частности, снятие ограничений срока действия механизма, возможность получить компенсацию в следующем бюджетном году и т.д.
Заложником правовой неопределенности стали собственники судна VYSSOS.
Это судно 27 декабря прошлого года взорвалось на мине, после чего было отбуксировано в ближайший порт Измаил, однако потерпело полную гибель. Судовладелец не может получить обещанную компенсацию и возмещение стоимости спасательной операции.
Еще одним способом удешевления судов к нашим портам является специальный публично-правовой механизм страхования судов от военных рисков Unity Facility, реализованный украинским правительством в сотрудничестве с британскими перестраховщиками Marsh McLennan и андеррайтерами Lloyd’s of London.
Программа предусматривает общий объем покрытия по полисам военных рисков Hull & Machinery и Protection & Indemnity на сумму 50 млн долларов. Государственные Укрэксимбанк и Укргазбанк предоставляют резервные аккредитивы (фактически банковские гарантии), каждый из которых должен быть подтвержден DZ Bank, принадлежащей второй крупнейшей в Германии банковской группе.
Ожидается, что Unity Facility позволит удешевить стоимость страхования зерна ориентировочно на 2,5 процентных пункта и установить ставку страхования военных рисков на уровне не более 1,25% страховой стоимости судна. Начиная с 1 марта механизм страхования расширен на суда, которые везут не только зерновые, но и любые другие грузы.
Вместе с тем бизнес надеется, что государство продолжит работу в направлении повышения логистической привлекательности дунайских портов, в частности путем введения скидок на портовые сборы, пересмотра тарифов на железнодорожные перевозки в Измаил, создания альтернативных железнодорожных маршрутов через территорию Молдовы.
Крайне важным для всей портовой отрасли является решение «вечных» вопросов разработки справедливой и экономически обоснованной методики расчета ставок портовых сборов, а также принятие закона о строительстве на землях водного фонда.