Дата публикации: 1 сентября 2016
Андрей Конопля, адвокат, арбитражный управляющий
Источник: «Юридическая практика»
Процедура восстановления платежеспособности должника, которая регламентируется в плане санации и зачастую предусматривает сложный механизм его реализации.
Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом» ориентирован на восстановление платежеспособности предприятия и предусматривает процедуры распоряжение имуществом, санацию и ликвидацию.
В ходе процедуры распоряжения имуществом анализируется финансовое и инвестиционное положение должника, его положение на рынках. По результату такого анализа собрание кредиторов принимает решение о следующей оптимальной процедуре (санации, мировом соглашении или ликвидации) по удовлетворению в полном объеме или частично требований кредиторов.
Санация и мировое соглашение направлены на восстановление платежеспособности должника, и только в случае, если не возможна ни санация, ни мировое соглашение, принимается решение о ликвидации предприятия.
Следует отметить, что переход в процедуру санации возможен и на стадии ликвидации, в случае если кредиторы в силу каких-то причин, например появления инвестора, увидят возможность восстановить платежеспособность должника.
Санация как она есть
В соответствии со статьей 28 Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» под санацией понимается система мер, которые осуществляются во время производства в деле о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем реструктуризации предприятия, долгов и активов и/или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.
Система мер, направленная на восстановление платежеспособности должника, регламентируется в специальном документе – плане санации, который должен разработать управляющий санации. План санации включает в себя также условия погашения требований кредиторов. Естественно, от качества подготовки плана санации зависит его реализация.
Кроме этого план санации должен быть утвержден комитетом кредиторов должника, письменно согласован залоговыми кредиторами, а в случае наличия государственной собственности – органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, и только после этого направляется в суд для утверждения. При этом Законом установлен 3-месячный срок на подачу плана санации в суд, который исчисляется с момента введения процедуры санации. В случае если план санации в течении 6 месяцев не подан управляющим санацией на утверждение в суд, последний имеет право по собственной инициативе принять решение о прекращении процедуры санации и переходе в ликвидационную процедуру.
Реалии практики
Переход в процедуру санации со стадии распоряжения имуществом или со стадии ликвидации довольно таки распространен и каких-либо сложностей не представляет. Суды, как правило, удовлетворяют соответствующие ходатайства и вводят процедуру санации.
Сложности в процедуре санации начинаются на этапе подготовки, согласования и утверждения плана санации.
Например, вопрос согласования плана санации с залоговыми кредиторами очень часто является неразрешимой проблемой.
Во-первых, Закон не устанавливает какие-либо критерии, на основании которых такой кредитор имеет право не согласовывать план санации и, учитывая наличие гарантированной возможности получить удовлетворение своих требований за счет реализации залогового имущества, такому кредитору, как правило, невыгодно согласовывать план санации.
Во-вторых, в случае, если такой кредитор отказывается согласовать план санации, Законом предусмотрены следующие варианты: 1) о выделении залоговых вещей из имущества должника, их продаже на аукционе в порядке, определенном этим Законом, и удовлетворение требований такого кредитора за счет полученных от продажи средств; 2) о выкупе долга согласно сведениям реестра требований кредиторов. При этом решение о выборе первого или второго варианта принимает не залоговый кредитор, отказавшийся согласовать план санации, а иные кредиторы. В большинстве случаев принятое решение иными кредиторами не устраивает такого залогового кредитора, так как первым невыгодно устанавливать какие-либо привилегии отдельно взятому кредитору, второму невыгодно подстраиваться под мнение большинства.
Кроме изложенного, следует обратить внимание, что Законом не установлен момент, с которого следует считать в вышеуказанном случае план санации согласованным: с момента принятия решения иными кредиторами, с момента реализации принятого решения или с момента окончания судебных тяжб.
Следует отметить, что план санации, который предусматривает полное либо частичное погашение задолженности в короткие сроки за счет денежных средств должника проблем обычно не создает. Но в подобных случаях участники в деле о банкротстве предпочитают заключать мировое соглашение.
План санации обычно содержит более сложный механизм восстановления платежеспособности. Например, в активе у должника есть объект незаконченного строительства. План санации в таком случае может предусматривать привлечения инвестора, достройку, введение объекта в эксплуатации и продажу с целью удовлетворения требований кредиторов.
Естественно, разработка такого плана санации требует значительных усилий и привлечения специалистов в области строительства. Но даже в случае надлежащей подготовки плана санации возникает вопрос его согласования, потому что не возможно точно спрогнозировать, когда будет закончено строительство, когда и за какую стоимость будет продан объект недвижимости. Таким образом, план санации не может однозначно ответить на вопрос кредитора (залогового кредитора) когда и в каком размере будут получены денежные средства.
Если же управляющему санацией все-таки удалось утвердить план санации, то возникает проблема с его реализацией. В случае, приведенном выше, это может задержка выполнения работ подрядчиками (субподрядчиками), изменение цен на материалы и работы, проблемы с получением разрешительных документов, прекращение финансирования инвестором, отсутствия спроса на рынке недвижимости и т. д. Таким образом, не всегда утвержденный план санации удается реализовать.
Потенциального инвестора может отпугнуть возможность комитета кредиторов внести изменения в план санации. Ведь решение о внесении изменений в план санации считается принятым, если за него проголосовало более половины голосов кредиторов – членов комитета кредиторов. При этом на заседании комитета кредиторов инвестор права голоса, а тем более – права наложения вето не имеет.
Возможно, все вышеуказанные обстоятельств и являются причиной того, что не часто процедура санации заканчивается выполнением плана санации, утверждением отчета управляющего санацией и возобновлением платежеспособности должника.
Вышеперечисленные проблемы, а также многие иные вопросы, которые возникают в процедуре санации, не урегулированы в достаточной мере судебной практикой. И по мере урегулирования той или иной спорной ситуации судебными инстанциями, думаю, что процедура санации предприятий будет становиться более эффективной.