Дата публикации: 16 мая 2018
Дмитрий Лазебный , адвокат
Источник: Деньги.ua
Последние полтора года Украина живет в ожидании появления абсолютно нового органа, который придет на смену налоговой милиции и должен обеспечивать финансовую и экономическую безопасность государства.
В марте 2017 года была предпринята первая попытка «ребрендинга» налоговой полиции, которая воплотилась в правительственном законопроекте о Службе финансовых расследований. Но, тот законопроект не нашел поддержки ни у бизнеса, ни у правоохранительных органов, ни у парламента и президента.
В начале марта 2018 года прошла новая волна законодательных инициатив – зарегистрированы сразу три законопроекта: № 8157 авторства главы парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нины Южаниной «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины» (НБФБ); № 8157-1 авторства народного депутата Украины Андрея Журжия с аналогичным названием; № 8157-2 авторства нардепа Татьяны Остриковой «О правовых основах организации и деятельности финансовой полиции».
Но поскольку именно законопроект Южаниной был определен президентом Петром Порошенко как приоритетный, у него, по сравнению с аналогами, явно больше шансов стать полноценным законом.
Законопроект № 8157 помимо оперативно-следственной предусматривает предоставление НБФБ еще и аналитической функции. То есть право осуществлять досудебное расследование на основании так называемой ILP-модели (Intelligence Led Policing). Причем именно на эту функцию будет сделан основной упор, поскольку она позволит осуществлять информационно-поисковую и аналитико-информационную работу по выявлению и устранению причин и условий экономической преступности.
Помимо этого, сотрудники НБФБ получат широкие полномочия по доступу к всевозможным реестрам и базам данных. Безусловно, это будет способствовать оперативному анализу информации и принятию решений. Но очень важно, чтобы соответствующий механизм был отрегулирован с учетом положений действующего законодательства.
Законопроект также предлагает ввести институт доследственной проверки фактов, указанных в заявлении о совершении преступления (по тем преступлениям, которые вправе расследовать НБФБ). При этом следователь или прокурор, как и раньше, обязаны зарегистрировать заявление о свершенном преступлении, но только после получения аналитического вывода соответствующего органа НБФБ. На мой взгляд, данное предложение является очень спорным и вряд ли будет реализовано в предложенном виде. Но попытка переместить акцент с проведения следственных действий на осуществление анализа предшествующей им ситуации удалась. И внедрение подобного механизма позволит существенно уменьшить давление на бизнес.
Несмотря на то, что отбор кандидатов на должности в НБФБ будет проходить на конкурсной основе, остается нерешенным вопрос со старыми кадрами. Очевидно, что формирование нового правоохранительного органа должно проходить в основном за счет новых специалистов, которые к старой системе налоговой милиции отношения не имеют. И отбор кадров должен быть максимально открытым.