Дата новости: 19 апреля 2024
Сергей Неделько, адвокат, советник, руководитель Одесского офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» выступил на семинаре «Морской бизнес во время войны: новые вызовы 2024», который проходил 15 апреля 2024 года в Одессе. Организатор – комитет по морскому праву Ассоциации адвокатов Украины.
В своем докладе «Практическое применение порядка предоставления гарантий компенсации ущерба судовладельцам вследствие вооруженной агрессии рф» Сергей подчеркнул, что для судовладельцев и фрахтователей критичным является вопрос страхования от военных рисков и предоставление гарантий возмещения потенциального ущерба.
«Стоимость полиса страхования от военных рисков может достигать 3-5% от застрахованной стоимости судна за каждые 7 дней его пребывания в зоне военных действий. Эти дополнительные логистические расходы увеличивают стоимость фрахта из открытых украинских портов, что напрямую влияет на конкурентоспособность украинской экспортной продукции на внешних рынках. Поэтому накануне выхода россии из «зерновой инициативы» украинское правительство начало воплощать в жизнь план «Б», элементом которого должен был быть именно порядок предоставления компенсаций судовладельцам», – отметил Сергей Неделько.
Постановлением от 26 мая 2023 года №548 Кабинет министров Украины утвердил Порядок предоставления гарантий компенсации ущерба, причиненного судовладельцам из-за военных действий на территории Украины. Порядок устанавливал механизм компенсации ущерба только в 2023 году, поэтому 29 марта 2024 года КМУ утвердил Порядок №361 о предоставлении компенсации ущерба, причиненного в результате военных действий на территории страны иностранным и украинским фрахтователям, операторам и/или владельцам морских судов и судов внутреннего плавания, за исключением судов, имеющих связь с россией и беларусью. В соответствии с Порядком №361, компенсации будут осуществлять в пределах суммы до 2 млрд грн. за счет средств резервного фонда государственного бюджета, если суда перевозят невоенные грузы в/из открытых морских портов Украины или зашли в такие порты после 1 января 2024 года.
По словам Сергея Неделько, некоторые вопросы до сих пор не урегулированы законодательством, что лишает участников морских перевозок возможности получить компенсацию ущерба.
«Грузовладельцы отсутствуют в списке лиц, имеющих право на получение компенсации, – Порядками №548 и №361 это не предусмотрено. Также судовладельцы лишены права на компенсацию в случае, если ущерб был причинен в декабре 2023 года, – отметил Сергей Неделько. – Принятыми Кабмином Порядками о возмещении ущерба также не определен срок рассмотрения документов для получения компенсации ущерба, которые подаются в Мининфраструктуры, не предусмотрен возврат документов для дооформления или устранения недостатков, а также повторное обращение. В случае несоответствия пакета документов с требованиями Порядка, Мининфраструктуры письменно уведомляет судовладельца об отсутствии оснований для компенсации. Кроме того, сложности возникают на этапе подготовки отчета о независимой оценке, для которого необходима техническая экспертиза повреждений с привлечением соответствующих специалистов и оборудования».
С докладами на семинаре «Морской бизнес во время войны: новые вызовы 2024 года» выступили представители ведущих юридических фирм в области морского права. Участники также обсудили проблемные вопросы об аресте судов и праве собственности на операционную акваторию причала, убытки грузовладельцев во время войны и их возмещение.