Дата новости: 2 ноября 2012
Ирина Кириченко, патентный поверенный Украины, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», выступила на специализированной конференции по интернет-маркетингу в фармацевтическом бизнесе «I–Pharma Marketing Conference – 2012», организованной компанией «Морион», которая состоялась 31 октября 2012 года в отеле «Русь», с докладом на тему «Правовые аспекты рекламного контента в Интернете».
В ходе своего доклада Ирина Кириченко отметила особенности рекламирования лекарственных средств в специализированных интернет-СМИ, рассказала об ответственности за нарушения законодательства о рекламе, а также напомнила участникам, что реклама как информация о лекарственных средствах регулируется законами Украины: «О рекламе» (ст. 21) «О лекарственных средствах» (ст. 26); «Об информации» (ст. 14 «Информация о товаре»). При этом понятия «информация о лекарственных средствах» и «реклама лекарственных средств» соотносятся как общее (информация о товаре) и частное (информация о товаре, узконаправленная на привлечение внимания потребителя — вызвать желание его приобрести). Поэтому информирование — это «сухой» фактаж о лекарственном средстве, о его основных свойствах и характеристиках, начиная с названия. В свою очередь, реклама — это «завлекающая» часть информации, содержащая эстетическую составляющую — посыл к чему-то иррациональному, способному привлечь внимание потребителя не всегда на логическом уровне.
И. Кириченко привела примеры рекламы препаратов швейцарской фармацевтической компании, «эстетизирующей» симптомы ряда заболеваний и, таким образом, позиционирующей средства от боли в спине; мозолей и герпеса. Сегодня в интернете можно найти информацию о препаратах в разных формах: научные публикации на специализированных ресурсах; баннерная реклама; онлайн-конференции; онлайн-консультации по лечению заболевания с упоминанием лекарственного препарата; Social Media Marketing. Пациенты часто обращаются к интернет-ресурсам в целях экономии собственного времени. Поэтому размещая в интернете информацию о препарате, нужно задуматься: я рекламирую или информирую? Уполномоченный касательно рекламы лекарственных средств орган, например, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), может субъективно трактовать информацию как рекламу — поэтому необходимо рационально подходить к «эстетическим» элементам (чтобы они не доминировали) и уметь обосновать свою позицию. По словам И. Кириченко, позиционировать препарат можно познавательно: например, в форме научно-популярного фильма с использованием научно-технической информации, демонстрирующего не только механизм действия указанного препарата, но и конкретные негативные жизненные ситуации и способы предотвращения их последствий.
Подытоживая изложенное, докладчик отметила, что нет такого закона, который бы всех удовлетворял и учитывал специфику той или иной отрасли, методов рекламирования, в том числе и в интернете. Не стоит быть категоричным и полагать, что интернет-реклама — это совершенно иная отрасль, на которую обычные законы не распространяются и где можно размещать все. Учитывая специфику такого вида товара, как лекарственные средства, следует придерживаться тех же принципов информирования, что и для «традиционных» видов их рекламы.
В работе конференции также приняли участие директор компании «Морион» Игорь Крячок, директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга» Юрий Чертков, руководитель проекта «Фармконсалтинг» Сергей Орлик, руководитель отдела специальных RX-препаратов компании «Тева Украина» Сергей Бородкин, старший менеджер медиа-департамента компании «GFK Ukraine» Максим Жуменко и др.