укр eng рус est

Публікації

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Топ-5 успешных и неработающих законов независимой Украины

04.09.2013

Автор: Алексей Христофоров, адвокат, руководитель харьковского офиса «Ильяшев и Партнеры»
Источник «Контракты»

В день рождения, как человека, так и государства принято подводить некоторые итоги «прожитых лет». Как специалист в области права, предлагаю оценить и проанализировать некоторые из наиболее значимых актов законодательства, которые были приняты за последние 22 года депутатами Верховной Рады.

Конституция Украины.
Самый главный Закон за годы Независимости Украины — скажет вам любой гражданин и будет совершенно прав. Принятый летом 1996 года акт высшей юридической силы, определяющий исходные правовые начала функционирования государства, закрепляет, в частности, фундаментальный принцип верховенства права – доктрину, согласно которой право является основой взаимоотношений в обществе и государстве; никто не может быть выше закона, никто не может быть наказан государством кроме как за нарушение закона и никто не может быть осужден за нарушение закона иначе как в установленном законом порядке.

На сегодняшний день немало положений Конституции Украины применяется (как нормы прямого действия) при разрешении споров в судах.

Впрочем, нельзя не сказать о том, что добрая половина положений Конституции так и остались «декларацией о намерениях», поскольку реальное их исполнение никак и ничем не обеспечено. Бесплатная медицина, право на образование… перечень может продолжить почти каждый житель нашей страны.

Налоговый и Таможенный кодекс. Почти двадцать лет ушло на разработку и принятие Налогового кодекса. По мнению целого ряда зарубежных экспертов, налоговое законодательство Украины было и остается одним из самых сложных, противоречивых и запутанных в мире. И все же, несмотря на массовые протесты предпринимателей по всей Украине, «налоговый майдан», на обоснованную острую критику Налогового кодекса и регулярные проблемы с его исполнением, нельзя не признать, что появление единого документа, определяющего исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также порядок их администрирования, является позитивным событием.

Уже сейчас, насколько я знаю, начата работа по объединению Налогового и Таможенного кодексов. Это необходимая мера по объединению налоговых и таможенных отношений в стране.

Уголовно-процессуальный кодекс. Новый УПК вступил в силу в ноябре прошлого года. Безусловно, прогрессивный и во многом революционный документ. Особого внимания заслуживают исключительно судебный порядок избрания меры пресечения и продления срока ее действия, кардинальное ограничение возможности применения меры пресечения в виде взятия под стражу, а также равные для сторон уголовного производства права и возможности в собирании доказательств.

Дело за практикой.

О системе гарантирования вкладов физлиц. Появлением института гарантирования банковских вкладов мы обязаны второму президенту независимой Украины Леониду Кучме, подписавшему в далеком уже 1998 году Указ «О мерах по защите интересов физических лиц – вкладчиков коммерческих банков Украины».

Принятый осенью 2012 года закон систематизирует нормы принятых ранее нормативных актов и направлен на обеспечение механизмов реальной защиты интересов вкладчиков банков. Он регулирует правовые, финансовые и организационные отношения в системе гарантирования вкладов физических лиц, отношения между Фондом гарантирования вкладов (ФГВФЛ), банками, НБУ, устанавливает порядок выплаты Фондом возмещения по вкладам, определяет полномочия и функции ФГВФЛ при выведении неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банковских учреждений.

Впрочем, наряду с успешно работающими законами существуют и такие, которые вроде бы есть, но почему-то не работают. Почему? То ли ментальность у нас такая незаконопослушная, то ли правовое государство еще незрелое, то ли закон был слеплен на скорую руку и не учел всех аспектов, регулируемых им правоотношений. Каждый случай индивидуален, однако я выделил такие основные «неисполняемые» законы.

Об основах предотвращения и противодействия коррупции. У меня не вызывает никаких сомнений необходимость данного закона. Ясно, что в нашей стране закон, пусть даже очень хороший, сам по себе не является залогом успехов в регулируемой им сфере общественных отношений, будь то борьба с курением или с коррупцией. Важен не только и не столько закон, но также и то, кто и как его применяет. Антикоррупционное законодательство следует постоянно совершенствовать. В этом контексте очень важное значение имеет наработка соответствующей судебной практики.

О защите персональных данных. Летом 2010 года Верховная Рада Украины ратифицировала Страсбургскую конвенцию о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных 1981 года, во исполнение которой и был принят закон. Судя по туманности формулировок, количеству пробелов и противоречий, закон писался и принимался наспех, что обусловило ряд трудностей с его интеграцией в действующее законодательство Украины.

О доступе к публичной информации. Нужный и хороший закон, практика применения которого, с одной стороны, внушает осторожный оптимизм, с другой – заставляет задуматься о том, что у нас по-прежнему есть люди, которым «закон не писан».

Полагаю, что существующее положение дел можно изменить, четко прописав в законодательстве ответственность должностных лиц за умышленное сокрытие информации и за необоснованный отказ в предоставлении информации по запросу.

Пенсионная реформа.
Много ли у нас работающих негосударственных пенсионных фондов, накопительных программ для индивидуальных пенсионных счетов? Может ли молодежь уже сегодня в рамках государственной пенсионной программы начать инвестировать в свою достойную старость? Я пока не слышал об этом.

О запрете курения. Принятый парламентом и подписанный главой государства закон, устанавливающий совершенно четкие и недвусмысленные запреты и «драконовские» санкции за их нарушение, открыто игнорируется везде и на всех уровнях, будь то коридор Верховной рады или кафе в райцентре. Яркая иллюстрация случая, когда государство должно и (что не менее важно) может обеспечить реальное исполнение закона (ведь справились же когда-то с «пивным безумием»), но не делает этого.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия