![]()
![]() |
|
![]() |
Публикации |
![]() Последние новости Отзывы Chambers Europe «Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли». |
Топ-5 успешных и неработающих законов независимой Украины04.09.2013Автор: Алексей Христофоров, адвокат, руководитель харьковского офиса «Ильяшев и Партнеры» В день рождения, как человека, так и государства принято подводить некоторые итоги «прожитых лет». Как специалист в области права, предлагаю оценить и проанализировать некоторые из наиболее значимых актов законодательства, которые были приняты за последние 22 года депутатами Верховной Рады. На сегодняшний день немало положений Конституции Украины применяется (как нормы прямого действия) при разрешении споров в судах. Впрочем, нельзя не сказать о том, что добрая половина положений Конституции так и остались «декларацией о намерениях», поскольку реальное их исполнение никак и ничем не обеспечено. Бесплатная медицина, право на образование… перечень может продолжить почти каждый житель нашей страны. Налоговый и Таможенный кодекс. Почти двадцать лет ушло на разработку и принятие Налогового кодекса. По мнению целого ряда зарубежных экспертов, налоговое законодательство Украины было и остается одним из самых сложных, противоречивых и запутанных в мире. И все же, несмотря на массовые протесты предпринимателей по всей Украине, «налоговый майдан», на обоснованную острую критику Налогового кодекса и регулярные проблемы с его исполнением, нельзя не признать, что появление единого документа, определяющего исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также порядок их администрирования, является позитивным событием. Уже сейчас, насколько я знаю, начата работа по объединению Налогового и Таможенного кодексов. Это необходимая мера по объединению налоговых и таможенных отношений в стране. Уголовно-процессуальный кодекс. Новый УПК вступил в силу в ноябре прошлого года. Безусловно, прогрессивный и во многом революционный документ. Особого внимания заслуживают исключительно судебный порядок избрания меры пресечения и продления срока ее действия, кардинальное ограничение возможности применения меры пресечения в виде взятия под стражу, а также равные для сторон уголовного производства права и возможности в собирании доказательств. Дело за практикой. О системе гарантирования вкладов физлиц. Появлением института гарантирования банковских вкладов мы обязаны второму президенту независимой Украины Леониду Кучме, подписавшему в далеком уже 1998 году Указ «О мерах по защите интересов физических лиц – вкладчиков коммерческих банков Украины». Принятый осенью 2012 года закон систематизирует нормы принятых ранее нормативных актов и направлен на обеспечение механизмов реальной защиты интересов вкладчиков банков. Он регулирует правовые, финансовые и организационные отношения в системе гарантирования вкладов физических лиц, отношения между Фондом гарантирования вкладов (ФГВФЛ), банками, НБУ, устанавливает порядок выплаты Фондом возмещения по вкладам, определяет полномочия и функции ФГВФЛ при выведении неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банковских учреждений. Впрочем, наряду с успешно работающими законами существуют и такие, которые вроде бы есть, но почему-то не работают. Почему? То ли ментальность у нас такая незаконопослушная, то ли правовое государство еще незрелое, то ли закон был слеплен на скорую руку и не учел всех аспектов, регулируемых им правоотношений. Каждый случай индивидуален, однако я выделил такие основные «неисполняемые» законы. Об основах предотвращения и противодействия коррупции. У меня не вызывает никаких сомнений необходимость данного закона. Ясно, что в нашей стране закон, пусть даже очень хороший, сам по себе не является залогом успехов в регулируемой им сфере общественных отношений, будь то борьба с курением или с коррупцией. Важен не только и не столько закон, но также и то, кто и как его применяет. Антикоррупционное законодательство следует постоянно совершенствовать. В этом контексте очень важное значение имеет наработка соответствующей судебной практики. О защите персональных данных. Летом 2010 года Верховная Рада Украины ратифицировала Страсбургскую конвенцию о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных 1981 года, во исполнение которой и был принят закон. Судя по туманности формулировок, количеству пробелов и противоречий, закон писался и принимался наспех, что обусловило ряд трудностей с его интеграцией в действующее законодательство Украины. О доступе к публичной информации. Нужный и хороший закон, практика применения которого, с одной стороны, внушает осторожный оптимизм, с другой – заставляет задуматься о том, что у нас по-прежнему есть люди, которым «закон не писан». Полагаю, что существующее положение дел можно изменить, четко прописав в законодательстве ответственность должностных лиц за умышленное сокрытие информации и за необоснованный отказ в предоставлении информации по запросу. О запрете курения. Принятый парламентом и подписанный главой государства закон, устанавливающий совершенно четкие и недвусмысленные запреты и «драконовские» санкции за их нарушение, открыто игнорируется везде и на всех уровнях, будь то коридор Верховной рады или кафе в райцентре. Яркая иллюстрация случая, когда государство должно и (что не менее важно) может обеспечить реальное исполнение закона (ведь справились же когда-то с «пивным безумием»), но не делает этого. |