укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Действующая власть не решится на прорыв в земельном вопросе

06.08.2012

Бизнес, 6 августа 2012
http://www.business.ua/articles/tribune/Deystvuyuschaya_vlast_ne_reshitsya_na_proryv_v_zemelnom_voprose-34925/

Доступное бизнесу кредитование — одна из основных предпосылок существования и развития полноценных рыночных отношений. Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой базовым элементом кредитной системы является банк. Современные коммерческие банки, работающие на рынках наиболее развитых мировых экономик, предоставляют клиентам множество различных банковских услуг и продуктов, независимо от профиля деятельности компании.
Однако в современной Украине ситуация несколько иная. Например, отечественные коммерческие финучреждения по ряду объективных причин не могут предложить сельхозпроизводителям свободный доступ к рыночным кредитным продуктам. Именно с этим связаны планы Кабинета министров создать Государственный земельный банк с уставным капиталом в 120 млн грн., озвученные в июле этого года.

Монеты под ногами

Сложившаяся дискриминация отчасти является следствием общей культуры ведения бизнеса в нашей стране, отчасти — следствием постоянного и непрерывного изменения действующего законодательства в наиболее чувствительных для бизнеса сферах, что не может не сказываться на общей инвестиционной привлекательности аграрного сектора.

Одним из основных факторов сдерживания кредитования в агросекторе — государственная политика, всеми правдами и неправдами блокирующая на протяжении более чем 20 лет независимости Украины открытость рынка сельскохозяйственных земель для иностранных граждан и юридических лиц. По поводу того, хорошо это или плохо, в стране до сих пор не сформирована единая позиция, и дискуссии в этой связи разгораются нешуточные. Впрочем, представители аграрного бизнеса сходятся во мнении, что так или иначе, но в долгосрочной перспективе для финансового оживления села необходимо, во-первых, разблокировать оборот земель сельскохозяйственного назначения, «монетизировав» таким образом основной ресурс не только отрасли, но и всего государства в целом. Во-вторых, потребуется запустить реальный рынок ипотечного кредитования под залог такой земли.

Учитывая, что земля сельхозназначения — едва ли не единственный стратегический актив Украины, не знавший приватизации, а рынок земли открывает реальные возможности для получения долгосрочных кредитов, выходом из сложившейся ситуации должно стать создание Государственного земельного банка как ключевого игрока в сегменте кредитования аграрного сектора. Предполагается, что основными его функциями станут консолидация земельных участков, управление ими и продажа, выпуск ипотечных облигаций, предоставление кредитов под залог земли, контроль за соблюдением законодательства в сфере ипотечного кредитования.

История вопроса

Идея создания государственных земельных банков, специализирующихся на предоставлении ссуд под залог земли, не нова. Так, одним из первых подобных банков в Европе принято считать созданный для оказания финансовой помощи крупным помещичьим владениям государственный ипотечный банк, учрежденный в 1770 г. в Силезии. Примерно на этот же период приходятся первые попытки формирования цивилизованной системы агрокредитования в царской России. Так, в 1754 г. в Москве и Санкт-Петербурге были учреждены дворянские заёмные банки, которые, с 1766 г. открыли выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. К началу ХІХ в. активы этих банков были переданы Государственному заёмному банку, который специализировался на кредитовании мелких и крупных землевладельцев.

В 1882 г. начал свою деятельность Государственный крестьянский поземельный банк, выдававший крестьянам долгосрочные ссуды для покупки земли. При его участии было продано и куплено 2,4 млн. десятин земли, в основном помещичьей.

Государственный крестьянский поземельный банк и учрежденный позднее Государственный дворянский земельный банк стали основой для создания единого Государственного банка Российской империи, скупившего к 1905 г. около млн десятин земли на 67 млн. руб. и выдавшего 410 млн. руб. ссуд, благодаря которым крестьяне купили 5,9 млн. десятин земли.

Что подготовлено

Находящийся на рассмотрении парламента проект закона №9001-д от 07.12.11 г. «О рынке земель» определяет Государственный земельный банк как специализированный ипотечный банк, создаваемый решением Кабинета министров и имеющий исключительное право на осуществление деятельности на рынке земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями данного закона, Закона «О банках и банковской деятельности», других законов, а также нормативно-правовых актов НБУ.

По мнению субъекта законодательной инициативы, народного депутата Григория Калетника полномочия создаваемого финансового института, а также механизм его создания исключают реализацию земель сельхозназначения нерезидентам, обеспечивая, таким образом, как конституционные права граждан Украины, так и продовольственную безопасность государства.

Среди заявленных целей Государственного земельного банка – создание системы долгосрочного (до 20 лет) ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей под 8-9% годовых для технического и технологического переоснащения сельскохозяйственного производства, развития сельских территорий, формирования инвестиционно привлекательного и конкурентоспособного аграрного сектора.

Так, в соответствии с законопроектом Государственный земельный банк будет, в частности, осуществлять:
• непосредственное либо опосредованное, через механизм гарантий, кредитование сельхозтоваропроизводителей под залог земли, иного недвижимого имущества;
• кредитование граждан под залог недвижимого имущества для развития собственного сельскохозяйственного владения;
• контроль за целевым использованием средств;
• куплю-продажу, передачу в аренду земельных участков сельхозназначения для ведения товарного производства и фермерского хозяйства.

Кроме того, предполагается, что в будущем организационный и финансовый ресурсы финучреждения позволят решать «земельные» вопросы, связанные со строительством инфраструктурных объектов общегосударственного значения (дороги, трубопроводы, каналы и т.п.).

Риски и угрозы

Следует отметить, что озвученые планы создания «суперигрока» на будущем земельном рынке вызывают определенные опасения. В частности, существует угроза монополизации рынка кредитования под залог земли, что приведет к непрозрачному функционированию подобных учреждений. Вдобавок есть риск понести убытки в случае невозможности самоокупаемости такого банка без масштабных государственных дотаций. В связи с этим вспоминается судьба обанкротившегося банка «Украина», специализировавшегося в основном на кредитовании аграрного сектора, а также аналогичных проектов в ряде стран Восточной Европы.

Помимо прочего общий уровень правовой культуры в нашей стране не позволяет рассматривать вопросы, связанные с созданием Государственного земельного банка, вне контекста текущей политической ситуации, а также реальных мотивов, которыми руководствуются конкретные люди, продвигающие соответствующие политические решения на государственном уровне. Поэтому предельно четкого законодательного урегулирования требуют вопросы контроля за деятельностью создаваемого банка.

В контексте описанных проблем целесообразным представляется, в частности, привлечение к управлению банком авторитетных иностранных специалистов в качестве независимых директоров, что можно было бы предусмотреть на законодательном уровне. Это, с одной стороны, обеспечило бы максимальную прозрачность и публичность деятельности банка, а с другой — упростило бы и удешевило привлечение средств из внешних источников.

Так или иначе, пока ни законопроект, ни высказывания высоких государственных чиновников, ни постановление Кабинета министров не позволяют сформировать однозначного представления о том, как именно будет работать Государственный земельный банк. Обусловлено это во многом привязкой начала деятельности банка к такому до предела политизированному вопросу, как отмена моратория на куплю-продажу сельскохозяйственных земель.

Учитывая нестабильность политической ситуации, есть все основания полагать, что действующая власть не решится на прорыв в сфере земельных отношений, и земельный вопрос будет «заморожен» до лучших времен. Поскольку перспективы отмены моратория остаются туманными, крайне неопределенным видится и будущее Государственного земельного банка.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия