укр eng рус est

Публикации

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Насмешка над смыслом

01.12.2010

Компаньон, 9 декабря 2010
http://www.companion.ua/Articles/Content?Id=126174

С 1 января 2011 г. в Украине будет действовать новый пакет антикоррупционных законов. Среди прочего можно отметить введение ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений; дополнение Кодекса об административных правонарушениях главой о коррупционных административных правонарушениях; дополнение Уголовного кодекса разделом о преступлениях в сфере служебной деятельности в юридических лицах частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг, а также внесение изменений в уже существующие его статьи и увеличение санкций.

Однако даже новые законы в полном объеме не решают проблему. Например, значительно расширен перечень лиц, которые могут быть уличены в коррупционных деяниях, и появилось такое понятие, как «близкие лица» (супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители и усыновленные, иные лица при условии их совместного проживания с субъектом ответственности за коррупционные правонарушения и ведения с ним общего хозяйства). Но практика требует расширения данного списка. Я включил бы в него также бывших жен/мужей, дядь и теть, двоюродных братьев и сестер, племянников и их супругов, детей супругов от предыдущих браков и внебрачных детей.

В законе содержится еще одна интересная мера, призванная побороть украинское родство и кумовство: «субъекты ответственности за коррупционные правонарушения не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или находиться в их непосредственном подчинении». Но запрет не распространяется на тех, кто работает вместе в одном органе, но не находится в непосредственном подчинении. Вся семья может работать, например, в госадминистрации, но в разных отделах. К тому же чиновник может оформить фиктивный развод с женой, она поменяет место регистрации — и они уже не являются близкими лицами.

Несмотря на недостаточную эффективность нового законодательства, понятным является желание определенной категории лиц избавиться от дополнительных рисков. Имея в виду вышеизложенное, а также смену власти в стране, решение Конституционного суда по делу № 1-27/2010 от 06.10.2010 г. я не назвал бы неожиданным. Суд избавил лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, от необходимости предоставления для проведения проверки сведений о доходах, их источниках и обязательствах финансового характера, в том числе за границей, относительно своих близких и наличии у них корпоративных прав.

Хотя необходимость предоставлять подобную информацию в отношении самих себя у вышеуказанных лиц осталась, она, по сути, является фикцией, так как очевидно, что подавляющее большинство претендентов окажутся практически голодающими, не имеющими жилья и транспорта, живущими у родственников и кормящимися за их счет. Эти же родственники за свои деньги будут одевать их в дорогую одежду и давать в пользование эксклюзивные иномарки. А вот доходы, активы, а также источники доходов близких лиц теперь проверять нельзя.

Следует отметить, что новый закон содержит нововведения, способные негативно повлиять на жизнь обычных людей, которые об участии в коррупционных действиях и доходах коррупционеров слыхом не слыхивали. Со вступлением в силу закона такие доходы для них по-прежнему останутся грезами, а вот формальные признаки коррупции со всеми вытекающими из этого последствиями в виде возможного наступления ответственности в их буднях — появятся. Например, в стране есть много семей учителей, врачей. Как быть этим людям, скажем, в сельской местности, если в школе работают всего несколько учителей, а в пункте оказания медицинской помощи — только фельдшер и медсестра? Получается, что кто-то в такой семье должен либо не работать, либо ездить на работу в другой населенный пункт.

А как быть частным предпринимателям, которые теперь не могут совмещать свою деятельность с другим оплачиваемым трудом? Сотни тысяч, если не миллионы частных предпринимателей параллельно еще где-то работают, и абсурдно всех их считать коррупционерами.

Я не удивлюсь, если правоохранительные органы с целью выполнения плана будут рапортовать о стахановских темпах борьбы с коррупцией, борясь при этом не с неприкасаемыми в нашей стране чиновниками, а с дедушками-сапожниками, подрабатывающими на жизнь ночными сторожами.

 
© 2018 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия