укр eng рус est

Публикации

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Контроль за концентрациями 2019 | Украина

17.12.2018

Александр Фефелов, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Гарик Матосян, юрист

Источник: ICGL
Компетентные органы и законодательство

1.1 Какие органы являются компетентными органами контроля за концентрациями?

Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ) является государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности на территории Украины, в том числе соблюдение правил контроля за экономическими концентрациями (здесь и далее термин «концентрация», используемый в украинском законодательстве о конкуренции, означает общую концепцию всех видов слияния). Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является, в частности, осуществление контроля за концентрациями и согласованными действиями субъектов хозяйствования. В сфере контроля за концентрациями АМКУ имеет следующие полномочия: (i) рассматривать заявления о предоставлении разрешения на концентрацию и проводить расследования по делам о концентрации; (ii) принимать распоряжения и решения по заявлениям и делам о концентрации, выдавать заключения и предварительные заключения относительно концентраций; (iii) проверять и пересматривать принятые АМКУ решения; (iv) разрешать или запрещать концентрацию; и (v) налагать санкции за нарушение правил контроля за экономическими концентрациями и тому подобное.

Кабинет Министров Украины (далее – КМУ) является высшим государственным органом в системе органов исполнительной власти в Украине, уполномоченным отменять запрет АМКУ на концентрацию.

1.2 Каково законодательство в сфере концентраций?

Основным законодательным актом, регулирующим правила контроля за экономической концентрацией в Украине, является Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 2001 года (далее – Закон о конкуренции). В сфере контроля за концентрациями Закон о конкуренции предусматривает определение таких понятий как «контроль», «товарный рынок», «товар», «субъект хозяйствования» и другие. Он определяет концентрации, пороговые показатели которых требуют получения разрешения на концентрацию, участников концентрации, порядок и сроки получения разрешения на концентрацию, порядок производства по делу о концентрации, порядок производства по делу о нарушении нормативных требований, а также санкции за нарушение.

Законодательство в сфере концентраций также включает такие нормативно-правовые акты:

• Хозяйственный кодекс Украины;
• Закон «Об Антимонопольном комитете Украины»;
• Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предварительном получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования (Положение о концентрации), утвержденное Распоряжением АМКУ № 33-р от 19.02.2002 г. (с изменениями и дополнениями);
• Порядок предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования, утвержденный Постановлением КМУ № 219 от 28.02.2002 г. (с изменениями и дополнениями);
• Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденная Распоряжением АМКУ от 05.03.2002 г.;
• Рекомендательные разъяснения по применению положений части второй, пятой и шестой статьи 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», части первой и второй статьи 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», утвержденные АМКУ 09.08.2016 г., № 39-рр (далее – Разъяснение относительно штрафов), определяющие подходы АМКУ при расчете штрафов за нарушение антимонопольного законодательства;
• Рекомендательные разъяснения по применению положений части первой статьи 25 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (касательно оценки горизонтальных концентраций), утвержденные АМКУ 27.12.2016 г., № 49-рр; и
• Рекомендательные разъяснения по применению положений части первой статьи 25 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (касательно оценки негоризонтальных концентраций), утвержденные АМКУ 16.03.2018 г., № 13-pp.

1.3 Существуют ли другие нормативно-правовые акты, касающиеся иностранных концентраций?

Нет. Любое другое специальное законодательство, регулирующее иностранные концентрации, отсутствует.

1.4 Существуют ли другие нормативно-правовые акты, касающиеся концентраций в отдельных секторах?

Нет. Украинское антимонопольное законодательство не содержит конкретных актов для отдельных секторов экономики. При этом Закон о конкуренции предусматривает конкретные правила расчета пороговых показателей для банков и страховых компаний для определения того, соответствуют ли сделки с участием таких предприятий требованиям к разрешенным концентрациям.

Сделки, на которые распространяется действие законодательства о контроле за концентрациями

2.1 На какие сделки распространяется действие указанного законодательства? Что такое «концентрация» и как определено понятие «контроля»?

В соответствии с Законом о конкуренции, концентрацией признается:

1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного предприятия к другому; или

2) приобретение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности, путем:

a. непосредственного или опосредованного приобретения, приобретения в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получения в управление, аренду, лизинг, концессию или приобретения иным способом права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в том числе приобретения активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется; или

b. назначения или избрания на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколько из перечисленных должностей в других субъектах хозяйствования, или создания ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других надзорных или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица;

3) создание субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который в течение длительного периода будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, но при этом такое создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и новым субъектом хозяйствования; и

4) непосредственное или опосредованное приобретение, приобретение в собственность другим способом или получение в управление долей (акций, паев), что обеспечивает достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

Согласно Закону о конкуренции, «контроль» — это решающее влияние одной или нескольких связанных юридических и/или физических лиц на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования или его части, которое осуществляется непосредственно или через других лиц, в частности благодаря: праву владения или пользования всеми активами или их значительной частью; праву, которое обеспечивает решающее влияние на формирование состава, результаты голосования и решения органов управления субъекта хозяйствования; заключению договоров и контрактов, которые дают возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления субъекта хозяйствования; замещению должности руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лицом, которое уже занимает одну или несколько из указанных должностей в других субъектах хозяйствования; занятию больше половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других надзорных или исполнительных органов субъекта хозяйствования лицами, которые уже занимают одну или несколько из указанных должностей в другом субъекте хозяйствования. Связанными лицами являются юридические и/или физические лица, которые совместно или согласованно осуществляют хозяйственную деятельность, в том числе совместно или согласованно оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия. В частности, связанными физическими лицами считаются такие, которые являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.

2.2 Может ли приобретение неконтрольного пакета акций считаться концентрацией?

Да, может. Как указано в пункте 2.1 выше, непосредственное или опосредованное приобретение, приобретение в собственность другим способом или получение в управление долей (акций, паев), обеспечивающее достижение или превышение 25 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования, считается концентрацией, а в случае достижения пороговых показателей, описанных в пункте 2.4, возникают обязательства по заявлению концентрации.

2.3 Распространяется ли контроль за концентрациями на совместные предприятия?

Так, на отдельные совместные предприятия распространяется контроль за концентрациями, если их создание считается концентрацией, то есть, если совместное предприятие (как юридическое лицо) создается для осуществления предпринимательской деятельности в течение длительного времени, а не для координации конкурентного поведения между их учредителями или между учредителями и самим СП, при условии, что субъекты хозяйствования, которые являются учредителями, достигли пороговых значений, начиная с которых возникают обязательства по заявлению концентрации. Создание такого СП требует предварительного одобрения АМКУ. И наоборот, создание совместного предприятия, целью или последствиями которого является координация конкурентного поведения между учредителями или между учредителями и СП, считается не концентрацией, а согласованными действиями.

2.4 Каковы пороговые показатели контроля за концентрацией?

Разрешение на концентрацию необходимо, если:

(i) совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации за последний финансовый год, в том числе за рубежом, превышает сумму, эквивалентную 30 миллионам евро, при этом стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине не менее чем у двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 4 миллионам евро за последний финансовый год у каждого; или

(ii) совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров в Украине предприятия, в отношении которого приобретается контроль, или хотя бы одного из основателей создаваемого предприятия (совместного предприятия), за последний финансовый год превышает сумму, эквивалентную 8 миллионам евро, и при этом объем реализации товаров хотя бы одного другого участника концентрации за последний финансовый год, в том числе за рубежом, превышает сумму, эквивалентную 150 миллионам евро.

Для целей настоящего пункта термин «участники» означает субъектов хозяйствования (или группу субъектов, связанных отношениями контроля), то есть, при рассмотрении указанных выше пороговых значений, оборот и/или стоимость активов субъекта хозяйствования, в отношении которого приобретается контроль, или покупателя должны рассчитываться с учетом оборота и/или стоимости активов соответствующих групп, то есть всех субъектов, связанных контролем. В частности, оборот и/или доход от реализации товаров субъекта хозяйствования, в отношении которого приобретается контроль, должны включать оборот и/или доход от реализации товаров группы продавца.

Если участниками концентрации являются коммерческие банки, для расчета стоимости активов и объемов реализации применяется десятая часть стоимости активов коммерческого банка. В случаях, когда участниками концентрации являются страховщики, для расчета стоимости активов страховщика используется сумма нетто-активов, а для расчета объемов реализации товаров — сумма доходов от страховой деятельности.

2.5 Применяется ли контроль за концентрациями при отсутствии существенного превышения?

Да, если участники концентрации достигли пороговых показателей, указанных в пункте 2.4 выше.

2.6 При каких обстоятельствах существует вероятность того, что на операции между сторонами за пределами вашей юрисдикции (операции между иностранными лицами) будет распространяться ваше законодательство о контроле за концентрациями?

Украинские требования контроля за концентрациями применяются к операциям между иностранными лицами при условии достижения пороговых показателей, указанных в пункте 2.4 выше. Национальный режим контроля за концентрациями имеет экстерриториальный характер и применяется к иностранным операциям с незначительным влиянием на украинские рынки товаров или конкуренцию на них (или даже при отсутствии любого такого влияния). Существует ряд случаев, когда иностранные компании были оштрафованы в Украине из-за отсутствия разрешения на концентрацию иностранных субъектов от АМКУ, когда такое разрешение было необходимым.

2.7 Опишите механизмы, в рамках которых любые другие законодательные положения имеют преимущественную силу над применением пороговых показателей.

Украинские нормы контроля за концентрациями не предусматривают такого механизма. В то же время, Закон о конкуренции предусматривает случаи, когда определенные операции, даже при достижении пороговых показателей, не считаются концентрациями и не предусматривают обязательства по получению предварительного разрешения на концентрацию (см. пункт 3.2 ниже).

2.8 В случае поэтапной концентрации, какие принципы применяются для определения того, являются ли различные этапы одной операцией или серией операций?

АМКУ обычно рассматривает каждый этап одной концентрации как отдельную концентрацию, о которой необходимо сообщить АМКУ, если на таком отдельном этапе достигнуты установленные законодательством пороговые показатели. В то же время, в случаях, когда покупатель приобретает контроль над холдинговой компанией группы, можно получить одно разрешение на концентрацию вместо отдельных разрешений для всех компаний, контролируемых такой холдинговой компанией, в отношении которой приобретается контроль.

Заявление и его влияние на график операций

3.1 Является ли уведомление АМКУ о достижении пороговых показателей обязательным и предусмотрены ли сроки уведомления?

Если достигнуты пороговые показатели, получение разрешения на концентрацию от АМКУ (или КМУ) является обязательным. Сроки подачи заявления о предоставлении разрешения на концентрацию не установлены, но совершение сделки, требующей разрешения на концентрацию, запрещается до момента получения такого разрешения. К моменту получения разрешения на концентрацию участники должны воздерживаться от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности восстановления первоначального состояния. Это означает, например, что акции, приобретенные в ходе концентрации, в отношении которой необходимо получить разрешение на концентрацію от АМКУ, не могут быть зарегистрированы на имя приобретателя до получения разрешения на концентрацию.

Однако стоит отметить, что в случае, если концентрация, о которой необходимо заявить АМКУ, проводится с применением конкурсных процедур (торги, конкурсы, тендеры), заявление может подаваться в АМКУ как до начала конкурсной процедуры, так и после, но не позднее 30 дней с даты объявления победителя.

В то же время, предусмотрены случаи, когда установленные законодательством пороговые показатели достигнуты, однако сделка не считается концентрацией и разрешение на нее не требуется (см. пункт 3.2 ниже).

3.2 Опишите исключения, когда, несмотря на достижение установленных законодательством пороговых показателей, разрешение на концентрацию не требуется.

В соответствии с Законом о конкуренции разрешение на концентрацию не требуется в случае:

• создания субъекта хозяйствования, целью или в результате создания которого осуществляется координация конкурентного поведения между учредителями субъекта хозяйствования, или между учредителями и новообразованным субъектом хозяйствования. Такие действия рассматриваются как согласованные действия;

• приобретения акций (долей) субъекта хозяйствования лицом, основным видом деятельности которого является проведение финансовых операций или операций с ценными бумагами, если это приобретение осуществляется с целью их последующей перепродажи при условии, что указанное лицо не участвует в голосовании в высшем органе или других органах управления субъекта хозяйствования. В таком случае последующая перепродажа должна быть осуществлена в течение одного года со дня приобретения акций (долей) (по ходатайству покупателя АМКУ может принять решение о продлении этого срока);

• действия, которые осуществляются между субъектами хозяйствования, связанными отношениями контроля, кроме случаев приобретения такого контроля без разрешения АМКУ, если необходимость получения такого разрешения предусмотрена законом; и

• приобретения контроля над субъектом хозяйствования или его частью, в том числе на основании права управления и распоряжения его имуществом арбитражным управляющим, служебным или должностным лицом органа государственной власти.

3.3 Если концентрация требует заявления и получения разрешения, какие существуют риски неподачи заявления о получении такого разрешения? Предусмотрены ли официальные санкции?

Принимая во внимание требования Закона о конкуренции и существующую практику, наибольший риск в случае закрытия сторонами сделки, предусматривающей уведомление АМКУ, без разрешения на концентрацию, — это начало расследования АМКУ и наложение штрафа по результатам расследования. Закон предусматривает, что размер штрафа за такое нарушение составляет до 5% от годового дохода от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий финансовый год участников концентрации, включая их группы (все юридические и физические лица, связанные отношениями контроля, включая акционеров с правами контроля).

Если только некоторые из членов группы (групп) совершили уголовное действие (бездействие), и/или имели права, без которых осуществление такого действия не было бы возможным, и/или получили или могут получить преимущества в конкурентной или иной форме, штраф налагается на таких членов или тех членов, которые получили (могли получить) вышеупомянутые выгоды (то есть возможность влиять на деятельность других субъектов предпринимательской деятельности или возможность получить часть их прибыли). Это не предусмотрено законом, но на практике, если сделка по слиянию и поглощению осуществлена без соответствующего разрешения, штраф налагается только на покупателя.

В то же время, штрафы за нарушения в делах о концентрации существенно ниже, чем вышеупомянутые 5% от оборота сторон. Они определяются на основе Разъяснений по штрафам, которые содержат детальный порядок расчета применяемых АМКУ штрафов, несмотря на то, что эти Разъяснения до сих пор не зарегистрированы как обязательный нормативный акт. Кроме того, АМКУ обычно рассчитывает суммы штрафов не на основе глобального совокупного оборота всей группы нарушителя, а на основе дохода от реализации на соответствующих и смежных украинских рынках. Для определения фактической суммы штрафов АМКУ применял конкретные коэффициенты для расчета основной суммы штрафа. Для этого конкретный коэффициент применяется к первоначальной сумме штрафа; такие коэффициенты зависят от влияния нарушения на рынки, социальной важности товаров, уровня рентабельности, связанной с нарушением, и могут увеличивать или уменьшать конечную сумму штрафа. Также, конечная сумма может быть уменьшена или увеличена путем применения смягчающих или отягчающих факторов до 50%. Смягчающие факторы включают, в частности, уровень сотрудничества нарушителя с АМКУ; подачу заявления о предоставлении разрешения на концентрацию до начала производства и т.п. Уголовная ответственность за нарушение конкурентного законодательства не предусмотрена. Зарубежные субъекты хозяйствования, реализующие свои товары (услуги) в Украине и не имеющие дочерних предприятий или активов на ее территории, могут быть оштрафованы, несмотря на трудности с принудительным исполнением любых соответствующих решений.

Кроме того, если оштрафованные субъекты не платят или не обжалуют штраф, АМКУ может обратиться в Министерство экономического развития и торговли Украины с просьбой наложить запрет на трансграничные операции таких субъектов хозяйствования.

Третьи стороны могут требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения антимонопольного законодательства, в двукратном размере.

3.4 Возможно ли выделить процедуру местной концентрации, чтобы избежать задержки с процессом завершения глобальной концентрации?

Украинские нормативные акты по контролю за концентрациями не предусматривают возможности выделения местной концентрации без риска начала расследования и наложения штрафа.

3.5 На каком этапе операции можно заявлять в АМКУ о концентрации?

Украинские правила контроля за концентрациями предполагают, что на операцию, о которой следует уведомить АМКУ, необходимо получить разрешение до ее закрытия. Таким образом, стоит подать заявление о предоставлении разрешения на концентрацию, по крайней мере, в течение 60-65 календарных дней до даты закрытия, если стороны уверены, что расследование, которое проводится на втором этапе, не будет осуществляться, в случае чего сроки подачи заявлений должны быть гораздо больше.

3.6 Каковы сроки проверки концентрации органом контроля? Каковы основные этапы регуляторного процесса? Может ли орган приостановить рассмотрение?

Основными этапами регуляторного процесса являются:

• 1 этап, состоящий из двух фаз:

(i) в течение 15 календарных дней после поступления заявления АМКУ рассматривает заявление на полноту предоставленной информации, соответствие формальным требованиям и достаточность для рассмотрения. На этом этапе АМКУ имеет право отклонить заявление (фактически вернуть его заявителям). Это означает, что необходимо подать новое исправленное/дополненное заявление; и

(ii) если заявление о предоставлении разрешения на концентрацию принимается как удовлетворительное для дальнейшего рассмотрения по существу, установленный законом срок ее рассмотрения составляет 30 календарных дней и начинается сразу после 15-дневного периода, описанного выше. На этом этапе АМКУ проводит анализ и оценивает возможность выдачи разрешения на концентрацию, запрашивает дополнительные документы и информацию от заявителей, которые считает необходимыми для оценки, проводит интервью с заявителями и обсуждает с ними важные вопросы. Заявители могут обращаться в АМКУ, чтобы узнать о состоянии рассмотрения, ответить на вопросы, а также предоставить дополнительные документы. В конце концов, АМКУ выдает разрешение на концентрацию или инициирует 2 этап.

• 2 этап:

В случае выявления оснований для запрета концентрации АМКУ может инициировать рассмотрение дела о концентрации. В начале он уведомляет о начале расследования (2 этап) и направляет запрос на получение дополнительной информации и документов. АМКУ может также потребовать дополнительную информацию от третьих лиц, если ее отсутствие препятствует рассмотрению дела. Кроме того, может быть назначена экспертиза. Продолжительность 2 этапа не должна превышать 135 дней, несмотря на то, что по закону срок рассмотрения начинается с даты предоставления заявителем (заявителями) всей запрашиваемой информации и получения экспертного заключения. Если в течение срока рассмотрения дела АМКУ не принял решения, такая концентрация считается разрешенной (по молчаливому согласию).

С мая 2016 года Закон о конкуренции предусматривает упрощенный порядок рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию (в течение 25 дней с даты получения), что может применяться, если:

• только один участник концентрации осуществляет деятельность на территории Украины;
• совокупная доля участников концентрации на одном и том же товарном рынке (горизонтальная концентрация) не превышает 15 процентов; или
• доли или совокупные доли участников концентрации не превышают 20 процентов на товарных рынках, на которых реализуется продукция (товары, работы, услуги), без приобретения или реализации которой хозяйственная деятельность любого другого участника концентрации невозможна (вертикальные связанные рынки).

Заявление рассматривается, если заявитель отзывает заявление или если концентрация запрещена в соответствии с Законом Украины «О санкциях».

3.7 Существует ли какой-либо запрет на завершение сделки до получения разрешения или окончания любого обязательного периода ожидания? Каковы риски завершения операции до получения разрешения?

Да, осуществление операции, требующей получения разрешения на концентрацию, запрещается до получения такого разрешения. К моменту получения разрешения участники должны воздерживаться от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности восстановления первоначального состояния.

Так, в частности, операция, которая предусматривает получение разрешения на концентрацию, считается завершенной:

• в случае основания субъекта хозяйствования – с момента его государственной регистрации;
• в случае слияния субъектов хозяйствования – с момента государственной регистрации субъекта хозяйствования, возникшего в результате слияния;
• в случае присоединения субъекта хозяйствования – с момента исключения аффилированного лица из государственного реестра юридических лиц;
• в случае приобретения обыкновенных именных акций в бездокументарной форме или обездвиженных акций – с момента зачисления приобретенных ценных бумаг на счет ценных бумаг покупателя у хранителя;
• в случае покупки, приобретения другим способом в собственность, получения в управление (пользование) долей – с момента приобретения права собственности, права на управление (пользование) на доли в соответствии с договором (поручением);
• в случае приобретения акций на предъявителя – с момента перехода права собственности на акции в соответствии с договором купли-продажи;
• в случае получения акций в управление (пользование) – с момента приобретения прав на управление (пользование) акциями в соответствии с договором (поручением); и
• в случае покупки, приобретения другим способом в собственность, получения в управление (пользование) активов (имущества) в виде целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования или структурного подразделения субъекта хозяйствования – с момента приобретения права собственности, права управления (пользования) активами (имуществом) в соответствии с договором (поручением), актом приема-передачи активов.

Неполучение разрешения на концентрацию до указанных выше событий может привести к применению санкций, включая наложение штрафов.

3.8 Существует ли установленный формат заявления?

В соответствии с Положением о концентрации заявление о предоставлении разрешения на концентрацию составляется в письменной форме и дополнительно записывается на компакт-диск.

Содержание и форма заявления и сопроводительных документов определены в Положении о концентрации. В общем, содержание заявления о предоставлении разрешения на концентрацию (включая перечень сопроводительных документов и необходимых данных и информации) в определенной степени зависит от типа концентрации.

В частности, заявление должно содержать следующие сведения:

• реквизиты участников с раскрытием соответствующей группы субъектов хозяйствования, связанных отношениями контроля, и реквизиты их конечных бенефициаров;
• детальное описание сделки вместе с оригиналами или копиями транзакционных документов;
• источники финансирования сделки для того, чтобы АМКУ мог убедиться, что участники действуют в собственных интересах;
• информация о размере активов групп участников и их доход от реализации;
• экономическое обоснование операции;
• доверенности, включающие конкретные формулировки; и
• документ, подтверждающий уплату сбора за его подачу.

Прилагаемые к заявлению о предоставлении разрешения на концентрацию документы должны быть составлены в соответствии с Положением о концентрации. Такой пакет документов подается в папке-скоросшивателе.

Копии уставных документов и изменений в учредительные документы должны быть подготовлены согласно требованиям соответствующего законодательства.

Совместное заявление подписывают руководители или уполномоченные представители всех заявителей. Информационные и другие документы, включая копии документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении разрешения на концентрацию, подписывает заявитель или его уполномоченный представитель с указанием имен, должностей, мест работы и контактных данных лиц, которые подготовили ответы на вопросы соответствующего раздела.

Выписки из коммерческих реестров других государств и доверенности иностранных субъектов хозяйствования удостоверяются нотариально по месту их выдачи и легализуются/апостилируются, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, и сопровождаются заверенным переводом на украинский язык. Документы и информация на иностранном языке должны сопровождаться заверенным переводом на украинский язык.

Документы, состоящие из двух и более листов, должны быть пронумерованы и прошиты.

Информация, предоставленная в виде приложений, излагается с использованием нумерации разделов и пунктов приложений в соответствии с Положением о концентрации. Нумерация должна соответствовать той, что приведена в приложениях к Положению о концентрации.

Вся информация и документы, которые прилагаются к заявлению о предоставлении разрешения на концентрацию, подаются в бумажном и электронном виде.

Лицо, предоставляющее информацию с ограниченным доступом (в том числе конфиденциальную информацию), обязано указать, какая именно информация имеет ограниченный доступ, в том числе какие именно документы или части документов содержат информацию с ограниченным доступом. На каждой странице, содержащей информацию с ограниченным доступом, должно быть указано «Содержит информацию с ограниченным доступом». Заявитель должен предоставить обоснование отнесения информации к информации с ограниченным доступом.

Для того чтобы представлять интересы участников, представители должны предоставить письменное подтверждение своих полномочий, например договор о назначении или доверенность, которые должны включать формулировку о том, что риск негативных последствий, связанных с рассмотрением АМКУ, решением, принятым на основании недостоверной информации, предоставленной представителем, а также ответственность за представление такой информации, несет участник концентрации, назначенный представитель или его преемники.

Заявление должно сопровождаться общей схемой отношений контроля каждого участника концентрации с указанием участников концентрации, их конечных бенефициаров, а также всех юридических и физических лиц, являющихся участниками концентрации и зарегистрированных и/или осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Украины, а также отношений контроля между ними. Заявление должно также сопровождаться общей схемой изменения отношений контроля в результате концентрации с указанием участников концентрации, их конечных владельцев, а также схематичным изображением изменения контроля.

Упрощенная процедура предусматривает представление тех же документов и информации, представляемых в соответствии с общей процедурой, за исключением детального экономического обоснования.

3.9 Существует короткая или ускоренная процедура для любых видов концентрации? Существуют ли какие-либо неформальные способы ускорения процедуры получения разрешения?

Украинские правила контроля за концентрациями предусматривают упрощенное рассмотрение заявлений в случаях, указанных в пункте 3.6 выше. Решение об ускоренном рассмотрении принимается Государственным уполномоченным (членом АМКУ), который контролирует рассмотрение заявления.

Иногда обычная процедура выдачи разрешения может быть ускорена; обычно это зависит от рабочей нагрузки АМКУ, точности и полноты заявления о предоставлении разрешения на концентрацию, сложности заявленной операции, отсутствия каких-либо проблем в отношении конкуренции, национальных интересов в ускорении процесса.

3.10 Кто ответственен за получение разрешения на концентрацию?

Все участники концентрации несут ответственность за подачу заявления о предоставлении разрешения на концентрацию. Как правило, участники концентрации подают совместное заявление, за исключением недружественного поглощения, когда заявление о предоставлении разрешения на концентрацию может подаваться отдельно покупателем.

3.11 Взимается ли плата за концентрацию?

Закон о конкуренции предусматривает сбор за подачу заявления о предоставлении разрешения на концентрацию в размере 20 400 украинских гривен (примерно 635 евро).

3.12 Как правила, регулирующие публичную подписку на ЦБ листинговых компаний, влияют на процесс контроля за концентрацией в таких случаях?

В общем, к публичной подписке на ЦБ листинговых компаний применяются такие же правила контроля за концентрацией.

3.13 Публикуются ли заявления?

Заявления о предоставлении разрешения на концентрацию не публикуются, в отличие от окончательного решения АМКУ, которое должно быть опубликовано (за исключением ограниченной/конфиденциальной информации) в течение 10 дней после его принятия.

Оценка концентрации и результат процесса

АМКУ выдает разрешение на концентрацию, если она не приводит к монополизации или значительному ограничению конкуренции на всем или на значительной части рынка. КМУ может позволить концентрацию, которую разрешил АМКУ, если положительное влияние указанной концентрации на общественные интересы преобладает над негативными последствиями ограничения конкуренции. Разрешение не предоставляется, если вызванное концентрацией ограничение конкуренции не является необходимым для достижения цели концентрации или представляет угрозу для рыночной экономики.

Недавно АМКУ принял Рекомендательные разъяснения по применению положений части первой статьи 25 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (по оценке горизонтальных концентраций) и Рекомендательные разъяснения по применению положений части первой статьи 25 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (по оценке негоризонтальных концентраций) для объяснения его подходов к оценке концентраций.

4.2 Насколько учитываются соображения эффективности?

Только как вспомогательный компонент в ходе рассмотрения концентрации АМКУ. В то же время, если оценку концентрации осуществляет КМУ, эффективность может учитываться.

4.3 Берутся ли во внимание вопросы запрета конкуренции при оценке концентрации?

Неправильно утверждать, что вопросы запрета конкуренции учитываются при оценке концентрации. Вместе с тем следует отметить, что концентрация с участием предприятий, включенных в перечень подсанкционных лиц в соответствии с Законом «О санкциях», вообще не рассматривается (и не оценивается).

4.4 Какие существуют возможности привлечения третьих сторон (или заявителей) в процесс регуляторного контроля?

В отдельных случаях АМКУ привлекает клиентов, конкурентов и поставщиков при расследовании дел о концентрации (как правило, во время 2 этапа), если он считает, что заявленная сделка может нанести вред их правам и интересам. АМКУ может также получить определенную информацию от других государственных органов с целью выявления раскрытых или нераскрытых неполных данных и информации.

4.5 Какими полномочиями (и санкциями) по сбору информации пользуется орган контроля за концентрациями в процессе проверки концентраций?

АМКУ имеет право запрашивать определенную дополнительную информацию при рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на концентрацию или дела о концентрации с целью анализа заявленной концентрации. Как указано выше, АМКУ может обращаться к отдельным государственным органам (включая правоохранительные органы) для сбора необходимой информации. В некоторых случаях заявители могут даже не знать о таких запросах и ответах.
Субъекты хозяйствования обязуются отвечать на информационные запросы АМКУ. Несвоевременно предоставленная, неполная или ложная информация может привести к наложению штрафов.

4.6 Какое положение применяется для защиты коммерчески важной информации в рамках регуляторного процесса?

Как указано выше в пункте 3.8, заявитель обязуется указать, какая информация имеет ограниченный доступ, в том числе какие документы или части документов содержат информацию с ограниченным доступом. Заявления о предоставлении разрешения на концентрацию должны содержать перечень документов и информации с указанием того, какие документы или информация содержат информацию с ограниченным доступом. На каждой странице, содержащей информацию с ограниченным доступом, должно быть указано «Содержит информацию с ограниченным доступом». Информация, которую заявитель считает информацией с ограниченным доступом, должна быть обозначена заявителем любым выбранным им способом. В то же время, заявитель должен предоставить обоснование отнесения информации к информации с ограниченным доступом, с указанием почему такая информация не может быть раскрыта или обнародована.

Конфиденциальная информация не подлежит разглашению третьим лицам. Риск утечки конфиденциальной информации в процессе контроля за концентрацией является достаточно низким. Заявление о предоставлении разрешения на концентрацию не подлежит публикации.
По просьбе заявителя (заявителей) конфиденциальная информация в письменном решении АМКУ может быть скрыта или зачеркнута (отредактирована).

Завершение процесса: средства правовой защиты, обжалование и исполнение

5.1 Как завершается регуляторный процесс?

Регуляторный процесс завершается выдачей АМКУ решения о разрешении или запрете концентрации. Участники концентрации должны осуществить разрешенную операцию в течение одного года после даты принятия решения АМКУ, если только они не требуют более длительного срока, а АМКУ согласился его предоставить. Если в течение периода, установленного законом, АМКУ не принимает решение о разрешении концентрации или начале 2 этапа, такое разрешение считается предоставленным. Насколько нам известно, это происходило только раз или два. В обоих случаях решение АМКУ было публично объявлено и опубликовано на официальном сайте АМКУ.

5.2 Можно ли вести переговоры о приемлемых для сторон «средствах правовой защиты» в случае выявления проблем с конкуренцией?

Да, можно. В случае установления оснований для запрета концентрации, АМКУ информирует участников концентрации о таких основания и предоставляет участникам 30-дневный срок для подачи своих – приемлемых для АМКУ – предложений касательно обязательств, которые они готовы взять на себя для устранения или смягчения негативного воздействия концентрации на конкуренцию. Обязательства, принятые участниками концентрации, должны быть пропорциональными разумной угрозе негативного влияния на конкуренцию. Такие средства правовой защиты могут обсуждаться с АМКУ и участниками. Решения АМКУ о разрешении концентрации могут предусматривать выполнение указанных выше обязательств, которые устраняют или смягчают негативное влияние концентрации на конкуренцию. Такие условия и обязательства могут касаться, в частности, ограничений управления, использования или распоряжения имуществом, а также обязательства субъекта хозяйствования распоряжаться имуществом.

5.3 Насколько применимы средства правовой защиты к иностранным концентрациям?

Закон не предусматривает разграничение в этом вопросе между «национальными» и «иностранными» концентрациями.

5.4 На каком этапе процесса можно начать переговоры относительно средств правовой защиты? Опишите любые соответствующие процедурные шаги и сроки.

Закон о конкуренции не содержит положений по вопросу, когда необходимо или можно начинать переговоры о средствах правовой защиты. На практике такие переговоры обычно начинаются на 2 этапе. Как было отмечено выше, при рассмотрении дела на 2 этапе АМКУ может предложить заявителям внести предложения и обсудить такие средства.

5.5 Если необходимое средство дивестирования, имеет ли орган контроля за концентрациями стандартный подход к условиям, применимым к дивестированию?

Украинские правила контроля за концентрациями не предусматривают конкретного подхода к дивестированию.

5.6 Могут ли стороны завершить концентрацию до момента применения средств правовой защиты?

Закон не содержит положений по этому вопросу. Сроки применения средств защиты и осуществления концентрации предусмотрены решением АМКУ о предоставлении разрешения на концентрацию.

5.7 Как применяются любые согласованные средства правовой защиты?

В теории, АМКУ должен проверять принятие таких мер. Невыполнение его решения о применении средств правовой защиты является нарушением закона и влечет за собой юридическую ответственность и, в соответствии с Законом о конкуренции, может быть основанием для пересмотра АМКУ решения о предоставлении разрешения на концентрацию. Пересмотр решения о предоставлении разрешения на концентрацию в случаях невыполнения определенных средств правовой защиты может осуществляться в пределах срока действия такого решения. После пересмотра решений АМКУ может принять решение о запрете концентрации, в таком случае государственная регистрация субъекта хозяйствования, созданного в результате концентрации, отменяется судом по иску АМКУ.

В соответствии с Законом о конкуренции АМКУ имеет право наложить штраф за невыполнение установленных средств защиты.

Для контроля за выполнением средств защиты доверенное лицо не назначается.

5.8 Распространяется ли действие решения о предоставлении разрешения на концентрацию на дополнительные ограничения?

Обычно нет. Такие дополнительные ограничения, как механизмы запрета конкуренции, отдельно заявляющиеся в АМКУ как согласованные действия, требуют получения отдельного разрешения от АМКУ.

5.9 Можно ли обжаловать решение о предоставлении разрешения на концентрацию?

Решение о предоставлении разрешения на концентрацию может быть обжаловано в арбитражный суд третьими лицами.

5.10 Каковы сроки обжалования?

Решение АМКУ может быть обжаловано в течение двух месяцев с даты его получения.

5.11 Установлены сроки выполнения законодательства в сфере контроля за концентрациями?

Да. В общем, срок исковой давности для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет пять лет.

Разное

6.1 В какой степени органы контроля за концентрациями в вашей юрисдикции поддерживают связи с органами из других юрисдикций?

Нам известно, что АМКУ сотрудничает с органами по вопросам конкуренции в других юрисдикциях через двусторонние соглашения между Украиной и другими странами (Россия, Грузия, Армения и т.д.) или между АМКУ и органами по вопросам конкуренции (Австрия, Беларусь, Польша, Турция и т.д.).

АМКУ сотрудничает с органами по вопросам конкуренции отдельных стран СНГ – членами Соглашения о проведении согласованной антимонопольной политики от 2000 года через Межгосударственный совет по антимонопольной политике, созданный в соответствии с требованиями Соглашения.

АМКУ также сотрудничает с такими международными организациями, как Организация экономического сотрудничества и развития, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная сеть конкуренции и другие. В частности, ОЭСР предоставляет АМКУ конкретные рекомендации по улучшению различных аспектов деятельности АМКУ.

6.2 Каковы последние показатели применения режима контроля за концентрацией в вашей юрисдикции?

АМКУ ежеквартально публикует дайджесты с обзором и анализом наиболее значительных концентраций.

6.3 Есть ли предложения по реформированию режима контроля за концентрациями в вашей юрисдикции?

Нет. В то же время, через две недели АМКУ должен утвердить Методические рекомендации по применению понятия контроля, которые могут иметь определенное влияние на режим предоставления разрешения на концентрацию в Украине.

6.4 Укажите дату, по состоянию на которую ваши ответы актуальны.

Ответы актуальны по состоянию на 30 октября 2018 года.

 
© 2019 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия