Оставить заявку

Законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О защите зкономической конкуренции» прошел первое чтение 12 ноября зтого года. Этим законопроектом регулируется повышение зффективности системы контроля по экономическим концентрациям

Дата публикации: 25 ноября 2015

Александр Фефелов, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права
Источник: «Компаньон»

Принятие соответствующего закона также предусмотрено обязательствами согласно Соглашению об ассоциации с ЕС. В соответствии с ним ряд статей Регламента ЕС №139/2004 о контроле за концентрациями должны быть имплементированы в Украине в течение 3 лет после вступления в силу Соглашения.

Законопроект предусматривает существенное повьышение пороговьых показателей и два подхода к их расчету. Согласие АМКУ будет необходимо в двух вариантах. В первом варианте предусмотрен случай, когда совокупный годовой обьем реализации товаров или совокупная стоимость активов в Украине как минимум двух участников концентрации превысила зквивалент 4 млн евро у каждого. При зтом их совокупный оборот или стоимость активов, включая зарубежные, за предыдуший год превысил 30 млн евро. Второй вариант предусматривает случай, когда обьем реализации в Украине одного участника концентрации превысил зквивалент 8 млн евро, и превышение зквивалент 100 млн евро хотя бы одним участником включая за рубежные активы.

Были годы, когда в АМКУ подавалось около тысячи заявлений о получении разрешения на концентрацию. Это в разы больше, чем в большинстве стран. Не менее чем в половине случаев это были сделки, совершенно не влияющие на состояние конкуренции на украинских товарних рынках. Согласовывать их нужно было лишь потому, что они подпадали под формальные требования по нижнему порогу показателей, давно потерявшие актуальность.

После принятия изменений уже в форме закона, существенно снизится количество и качество обращений в АМКУ. Это даст возможность соответствующему департаменту Комитета сфокусироваться на сделках, действительно важных с точки зрения защиты конкуренции. Новые пороговые показатели значительно снизят нагрузку на средний бизнес, позволят сэкономить финансы и усилия, затрачиваемые на подготовку заявлений, юридическое сопровождение процесса получения разрешения. Позитивним моментом является и то, что на два и более месяца сократился срок реализации сделок. Также большая часть сделок между иностранными субъектами хозяйствования, не влияющих на состояние конкуренции в Украине, не будет подлежать согласованию АМКУ.

Радует, что для ряда концентрации запланирована упрощенная процедура рассмотрения заявлений, которая сокращена до 25 дней, и возможность проведення консультаций с АМКУ. Важним является предложение исключить из Закона возможность открывать дела о концентрации или согласованных действиях при «необходимости проведення сложного углубленного исследования или экспертизы». Это изменение повысит уровень ответственности АМКУ в отношениях с заявителями, уберет субъективизм в оценке подаваемых на согласование сделок. Такие несогласования нередко ведут к недоразумениям в отношениях с Комитетом из-за серьезного затягивания сроков получения разрешений.