Оставить заявку

Что такое псевдо-добровольная вакцинация от COVID-19 и чем именно она нам угрожает

Дата публикации: 25 января 2021

Алла Цымановская, адвокат

Источник: «Украинская правда»

Сейчас в Украине обсуждается актуальный вопрос о введении свидетельства о проведении вакцинации от коронавируса. Для украинского населения, в отличие от жителей других стран, такое свидетельство является новым документом. Наша цель разобраться, что такое международное свидетельство о проведении вакцинации от COVID-19 и для чего оно необходимо.

Что такое международное свидетельство о проведении вакцинации?

Международное свидетельство о проведении вакцинации – это документ, который содержит перечень вакцин и количество полученных прививок. В свидетельстве указывается Ф.И.О. вакцинированного, его дата рождения, данные паспорта и адрес регистрации. Свидетельство о проведении вакцинации предусмотрено международными медико-санитарными правилами, утвержденными всеми государствами-членами Всемирной организации здравоохранения. Этот документ используют с 2005 года. Международные свидетельства о вакцинации от COVID-19 разрешено выдавать в случае прививок вакциной, одобренной ВОЗ. Что касается Украины, то вопрос о введении свидетельства будет рассматриваться после того, как будет подтверждена информация о невозможности распространения коронавируса вакцинированным человеком, потому что до сих пор исследование препаратов против коронавируса было сосредоточено на уменьшении летальности и облегчении течения заболевания.

Для чего необходимо международное свидетельство о проведении вакцинации от COVID-19?

Цель свидетельства о проведении вакцинации от COVID-19 заключается в том, чтобы каждый человек имел возможность предъявить этот документ для быстрой идентификации себя, как вакцинированного. Кроме этого, свидетельство необходимо предоставлять органам пограничного контроля при въезде в отдельные страны (по их требованию).

Может ли государство ограничить в правах передвижения тех, кто не прошел вакцинацию?

Государство не может обязать прививаться в обязательном порядке, и не может ограничить предоставление тех или иных услуг невакцинированным лицам. Например, в предоставлении услуг перевозки общественным транспортом. Частные компании, наоборот, имеют право вводить обязательность вакцинации сотрудников или даже клиентов. Например, некоторые авиакомпании уже заявили, что в данный момент они рассматривают внесение изменений в правила обслуживания авиапассажиров, и в будущем будут отказывать пассажирам международных авиарейсов в предоставлении услуг в случае отсутствия соответствующей вакцинации. Медицинский советник Международной ассоциации воздушного транспорта Дэвид Пауэлл также предположил, что в будущем информацию о наличии прививок, вероятно, будут требовать не только авиакомпании, но и правительства стран, в которые будут путешествовать пассажиры.

Может ли государство ограничить в правах на образование тех, кто не прошел вакцинацию?

Касательно предоставления образовательных услуг, на данный момент в случае отсутствия вакцинации государство не может отказать своим гражданам в посещении государственных садов или школ детьми, поскольку это гарантировано Конституцией Украины. Несмотря на это, согласно ч. 2 ст. 15 действующего Закона «О защите населения от инфекционных заболеваний» детям, не получившим профилактические прививки согласно календарю прививок, посещение детских учреждений не разрешается. Кроме этого, в сентябре 2020 года был зарегистрирован проект Закона «О системе общественного здоровья». В случае его принятия Верховной Радой в Украине будут установлены некоторые ограничения для невакцинированного населения. Например, для детей, которые не были вакцинированы согласно календарю профилактических прививок, посещение учреждений образования, оздоровления и отдыха будет запрещено (ч. 6 ст. 32). В законопроекте также указано, что вакцинация по календарю должна обеспечиваться за счет государственного или местных бюджетов, а также из других источников, не запрещенных законодательством Украины. Но не указано, как действовать в случае отсутствия вакцин. Проблема заключается в том, что для обеспечения обязательной вакцинации государство должно обеспечить закупку качественных и надежных вакцин, что предусматривает значительные экономические затраты, к которым на сегодняшний день Украина не готова. При этом, некоторые нормы этого закона являются неконституционными, поскольку Конституция гарантирует каждому гражданину право на образование, и полное общее среднее образование является обязательным (ст. 53).

Может ли государство обязать проходить обязательную вакцинацию?

Законом «О защите населения от инфекционных болезней» предусмотрен календарь профилактических прививок, которым устанавливаются перечень обязательных вакцинаций и оптимальные сроки их проведения (ст. 1). Календарь профилактических прививок был утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины № 595 от 16.09.2011 года. Его цель – обеспечение эпидемического благополучия населения Украины и предупреждение инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. Все виды прививок, которые определены в приказе, называются «обязательные профилактические» и являются обязательными. Частью 2 ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» устанавливается обязанность работников определенных профессий, производств и организаций проводить профилактические прививки против других инфекционных заболеваний. В случае же отказа или уклонения от них, они отстраняются от работы. Такое положение нарушает принцип равенства граждан, их права на здоровье, свободу и убеждения. В то же время ч. 6 ст.12 вышеуказанного закона устанавливает необходимость после предоставления объективной информации получить согласие от физического лица или его законных представителей на проведение прививок. Итак, врач не имеет права проводить прививки в принудительном порядке. При отказе от обязательных прививок физическое лицо претерпевает ряд ограничений относительно дальнейшего осуществления своих гражданских и конституционных прав. То есть государством созданы условия, в которых вакцинация является псевдо-добровольной, а право ее применения переведено в категорию обязанностей физического лица. Ситуация с вакцинацией от коронавирусной инфекции COVID-19 аналогична. Для того, чтобы государство обязало проходить обязательную вакцинацию, необходимо принять определенные решения на законодательном и конституционном уровне.

Опыт других стран

В период пандемии многие страны установили дополнительные требования при пересечении государственной границы иностранными гражданами, направленные на остановку распространения коронавируса. Кроме этого, некоторые страны планируют заменять полисы страхования, тесты ПЦР на международные свидетельства о проведении вакцинации против коронавируса. Правительство Украины на сегодняшний день изучает опыт введения и внедрения свидетельства о вакцинации. Такой шаг будет сделан в случае введения идентичных свидетельств в Европейском союзе и других странах. Поскольку некоторые страны мира могут запретить въезд лицам, не имеющим вакцины от коронавирусной инфекции.

Вывод

На мой взгляд, вакцинация в развитой стране должна быть добровольной. Статья 19 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выражение. В п. 11 ч. 1 Европейской социальной хартии провозглашено право каждого человека пользоваться любыми мерами, позволяющими ей достичь наилучшего возможного состояния здоровья. Поэтому, с одной стороны, принудительная вакцинация ограничит право выбора гражданина, с другой – лишит возможности ведения полноценной жизни в том случае, если введут определенные ограничения для категории лиц, которые не прошли вакцинацию.