Оставить заявку

Сможет ли новый закон устранить несовершенство системы контроля в публичных закупках?

Дата публикации: 29 января 2018

Александр Фефелов, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права

Источник: «Украинские новости»

С 27 января 2018 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые законы Украины, касающиеся осуществления мониторинга закупок».

Его принятие было обусловлено срочной необходимостью повышения эффективности системы мониторинга и контроля расходов и предупреждения потерь бюджетных средств в ходе публичных закупок. Закон фактически призван решить три основные проблемы:

во-первых, ликвидировать несогласованность между нормами законов в определении надлежащего государственного органа, на который возлагается функция мониторинга закупок. Новый закон подтверждает полномочия Госаудитслужбы (ГАСУ) в качестве надлежащего органа мониторинга, что дает ей возможность проводить анализ соблюдения заказчиками – распорядителями бюджетных средств требований законодательства на всех стадиях закупки, заключения и выполнения договоров о закупке, контролировать целевое и эффективное использование денежных средств бюджетов различных уровней;

во-вторых, снизить количество нарушений при осуществлении публичных закупок на всех этапах публичных закупок. Несмотря на обязательное проведение надпороговых (или сверхпороговых) публичных закупок исключительно в системе ProZorro, что дает любому лицу возможность мониторить процесс проведения закупок фактически он-лайн, на количестве злоупотреблений в этой сфере это, увы, не отразилось. По статистическим данным АМКУ, ежегодный прирост количества жалоб на нарушения составляет 86%, что свидетельствует о негативных пока что результатах борьбы с коррупцией в публичных закупках;

в-третьих, внедрить и запустить в качестве метода осуществления мониторинга закупок автоматические индикаторы рисков («критерии с заданными заранее параметрами, использование которых дает возможность автоматически осуществлять выбор процедур закупки, которые содержат признаки нарушения в сфере публичных закупок»): ГАСУ в автоматическом режиме будет получать информацию о возможных нарушениях при осуществлении публичных закупок, что должно стать важным элементом предупреждения нарушений. Собственно, одним из оснований начала мониторинга как раз и будет наличие соответствующих данных автоматических индикаторов рисков.

Также новый Закон предусматривает исключительный перечень оснований для начала мониторинга, включающий в том числе, и такие, как сообщения в СМИ и наличие признаков нарушений, выявленных в содержащейся в системе ProZorro информации, что может быть эффективно для предупреждения нарушений.

Необходимо отметить, что решение о начале проведения мониторинга не будет останавливать проведение процедур закупки, как это происходит при рассмотрении жалоб Админколлегией АМКУ. При этом сам срок проведения мониторинга не должен превышать 15-ти (и только в некоторых случаях — 25-ти) рабочих дней со дня обнародования в ProZorro решения о его начале.

В случае если выявленные негативно влияющие на бюджет нарушения не исправлены в определенный срок или выводы мониторинга не обжалованы в суд, орган ГАСУ принимает решение о проведении проверки закупки. Проверка назначается и при выявлении нарушений, касающихся несоответствия условий договора о закупке содержанию тендерного предложения, победителя процедуры закупки или цены предложения.

Кроме того, в случае подачи жалобы в Админколлегию АМКУ, или судебного обжалования решения Админколлегии, мониторинг вопросов, являвшихся предметом рассмотрения Админколлегии, проводиться не будет, независимо от решения последней. Если же Админколлегия примет жалобу участника закупки к рассмотрению после начала или опубликования выводов мониторинга до момента опубликования ее решения в системе, решение ГАСУ будет приостанавливаться, а заказчик сможет до момента обнародования решения Админколлегии устранить изложенные в выводе ГАСУ нарушения.

Позитивной оценки заслуживает то, что теперь вся информация о начале, окончании, результатах мониторинга и обмен информацией между ГАСУ и объектом проверки будет осуществляться в электронной форме через ProZorro, то есть будет в публичном доступе.

В то же время мы также возлагали большие надежды на внедрение и использование в публичных закупках революционной для Украины электронной системы ProZorro, считая ее панацеей от коррупции. Однако очень скоро недобросовестные закупщики и ушлые участники торгов отработали ряд способов и механизмов обхода честных правил конкуренции в этой сфере, чему свидетельствует статистика поистине изнурительной ежедневной работы Админколлегии АМКУ, рассматривающей зачастую по нескольку десятков жалоб в день. Также и сама ГАСУ только за 4 месяца 2017 года (уже в период полноценной работы системы ProZorro) выявила нарушений в сфере публичных закупок на общую сумму почти 5,1 млрд грн и предупредила — на суму почти 2,7 млрд грн.

На примере работы Админоколлегии АМКУ становится очевидным, что такое огромное количество существующих и потенциальных нарушений физически будет сложно охватить органами ГАСУ с их отнюдь не раздутым штатом и, скорее всего, существенная часть нарушений останется вне должного внимания госоргана. Также не сбрасываем со счетов человеческий фактор и большую вероятность «субъективной» оценки тех или иных обстоятельств.

Ни риски оплаты крупных штрафов, ни лишение недобросовестных участников возможности в течение трех лет квалифицироваться для участия в публичных закупках не могут удержать от получения сиюминутной наживы путем совершения коррупционных деяний. Возможно только реальная перспектива уголовного преследования лиц, непосредственно участвующих в сговорах и принимающих неправомерные решения в сфере публичных закупок, может хоть как-то остановить вал нарушений.