укр eng рус est

Публікації

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Как упростить валютное регулирование

03.04.2017

Александр Выговский, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: Новое время

Потребность в либерализации валютного регулирования в Украине давно назрела.

Устаревшая нормативная система, основывающаяся на Декрете Кабинета Министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля», принятом еще в 1993 году, сложность и необоснованная бюрократизация в валютной сфере отнюдь не способствуют развитию финансовых рынков. Так называемые антикризисные ограничения, которые НБУ ввел в 2014 году и которые регулярно продлеваются, вывели в «тень» большую часть валютного рынка и способствуют лишь развитию «черного рынка» наличных валют.

Кроме того, валютная либерализация крайне важна в контексте интеграции в европейское финансово-экономическое пространство и соответствует обязательствам, взятым на себя Украиной в контексте Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС от 27.06.2014 г. Так, согласно ст. 145 данного Соглашения, стороны должны обеспечивать, в частности, свободное движение капитала, связанного с поступлением прямых инвестиций, поступлением кредитов, касающихся торговых операций, портфельными инвестициями и финансовыми займами.

В целом, либерализация валютного режима уже началась с ослабления временных антикризисных ограничений НБУ (например, снижен объем поступлений в иностранной валюте, подлежащих обязательной продаже, увеличен предельный срок расчетов по экспортно-импортным операциям, уменьшен срок резервирования гривны для покупки иностранной валюты, до 12 000 грн. увеличен максимальный лимит покупки наличной валюты, смягчен запрет на репатриацию дивидендов). При условии отсутствия кризисных явлений в экономике НБУ в своей Концепции нового валютного регулирования от 01.12.2016 г. анонсирует целый пакет мер по валютной либерализации.

Данные меры включают на первом этапе постепенную отмену требования об обязательной продаже валютной выручки, максимального размера предоплаты по импортному контракту, предельного срока по экспортно-импортным контрактам, репатриации выручки от прекращения участия или уменьшения доли в капитале, упрощенное получение лицензии для прямых инвестиций в поддержку экспорта украинских товаров.

На следующем этапе предполагаются еще более революционные меры, вроде отмены запрета на досрочное погашение кредитов от нерезидентов, регулирования максимальной процентной ставки по кредитам от нерезидентов, обеспечения свободного выведения средств от продажи акций и негосударственных облигаций, полной отмены лицензирования инвестиций и перечисления средств за рубеж. При этом НБУ обещает постепенный переход от разрешительной (лицензионной) системы валютного контроля к уведомительной процедуре при осуществлении валютных операций. На замену упомянутому выше Декрету Кабмина НБУ будет разработан проект Закона Украины «Об иностранной валюте», который станет единым рамочным законом, определяющим основные принципы валютного регулирования.

Данные меры будут иметь позитивное значение, прежде всего для бизнеса, занимающегося внешнеэкономической или инвестиционной деятельностью. Снятие ограничений с экспортно-импортных операций и прямых иностранных инвестиций будет способствовать повышению экспортного потенциала Украины.

Валютное регулирование станет более прозрачным и понятным для бизнеса, а временные и финансовые затраты на соблюдение валютного законодательства существенно уменьшатся (например, продажа валютной выручки создает дополнительные транзакционные издержки для экспортеров). Финансовые учреждения (и их клиенты, разумеется) будут чувствовать себя более комфортно, имея возможность для вложения своих активов на международных рынках для минимизации рисков в Украине (при этом уже сейчас украинские банки имеют возможность приобретать ряд иностранных долговых ценных бумаг без индивидуальной лицензии НБУ). Снизится потребность украинских компаний в создании зарубежных корпоративных структур для проведения международных операций, получения дополнительного финансирования и владения активами. Либерализация будет также способствовать скорости и эффективности трансграничных расчетов, без чего интеграция в мировое экономическое пространство немыслима. Кроме того, снятие ограничений на отток капитала, как это ни парадоксально, будет способствовать его притоку в страну, ведь иностранные инвесторы будут чувствовать себя более комфортно, понимая, что они в любой момент смогут забрать свои инвестиции или доходы от инвестиционной деятельности. Поэтому валютная либерализация – это, безусловно, прогрессивный шаг, который существенно облегчит жизнь бизнесу.

Вместе с тем, надо отметить, что перечисленные выше меры будут происходить при одновременном усилении финансового мониторинга и контроля со стороны фискальных органов для предотвращения бесконтрольного вывода капитала за рубеж (впрочем, объем оттока капитала зависит не от жесткости валютного контроля, а от эффективности таможенной и налоговой политики внутри страны, ее инвестиционного климата). Кроме того, нужно учитывать, что все озвученные НБУ планы по либерализации валютного режима будут реализовываться только при условии стабильной финансовой обстановки в стране и действующей программы с МВФ, что позволяет усомниться в их скором осуществлении.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия