укр eng рус est

Публікации

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Утилизация лекарственных средств в Украине: что делать, если владелец лекарственных средств находится в процессе ликвидации и не имеет средств на их утилизацию?

12.04.2018

Станислав Коптилин, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Источник: Юридическая практика

Анализируя положения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее — «Закон») можно выделить две основные цели ликвидационной процедуры: 1) продажа имущества банкрота и удовлетворение признанных судом требований кредиторов за счет полученных от продажи имущества средств; 2) собственно, ликвидация банкрота.

Частью 1 ст. 42 Закона предусмотрено, что все (за некоторыми исключениями) виды имущественных активов банкрота, принадлежащих ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения на дату открытия ликвидационной процедуры и выявленные в ходе ликвидационной процедуры, включаются в состав ликвидационной массы.

Все виды имущества должника, предназначенного для осуществления хозяйственной деятельности, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам, подлежат продаже (ч. 2 ст. 49 Закона).

Вопрос продажи ликвидного имущества банкрота полностью понятен и на практике не «несет» особых проблем. Самой распространенной проблемой при продаже такого имущества является снятие с него арестов и прекращения других обременений.

Следует обратить внимание, что суд не может вынести постановление о ликвидации юридического лица-банкрота, если по результатам ликвидационной процедуры после удовлетворения требований кредиторов у такого юридического лица осталось имущество (ч. 2 ст. 46 Закона).

Однако, в собственности (на балансе) банкрота может быть как имущество, имеющее определенную ценность и могущее быть проданным (ликвидное имущество), так и имущество, которое не только не имеет ценности и не может быть проданным, то есть изъятым из оборота, но более того — подлежит утилизации.

К такому имуществу относятся, например, лекарственные средства, срок годности которых истек и которые подлежат утилизации в предусмотренном законодательством порядке.

Порядок утилизации лекарственных средств, срок годности которых истек, определен в «Правилах утилизации и уничтожения лекарственных средств», утвержденных Приказом № 242 от 24.04.2015 года Министерства здравоохранения Украины (далее — «Правила»).

Так, к лекарственным средствам, не подлежащим дальнейшему использованию, среди прочего принадлежат некачественные лекарственные средства, включая те, срок годности которых истек (абз. 2 п. 4 раздела 1 Правил).

Следовательно, лекарственные средства, срок годности которых истек, являются некачественными лекарственными средствами.

Наличие в обращении лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, устанавливается органами государственного контроля и/или должностными (уполномоченными) лицами субъектов хозяйствования в сфере обращения лекарственных средств. Такие лекарственные средства изымаются из обращения, а факт их наличия фиксируется актом (п. 1 раздела 2 Правил).

Ликвидатор, в силу положений ч. 2 ст. 41 Закона, выполняет полномочия руководителя (органов управления) банкрота, то есть является должностным лицом банкрота. Поэтому при наличии у банкрота лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, ликвидатор должен зафиксировать факт их наличия соответствующим актом.

Однако, само по себе установление факта наличия у банкрота лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию, не имеет никакого практического значения для ликвидационной процедуры, целью которой является полное или частичное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация банкрота.

Согласно п. 5 раздела 2 Правил лекарственные средства, не подлежащие дальнейшему использованию, получают статус «отходов» и передаются для утилизации или обезвреживания субъектам хозяйствования, имеющим соответствующие лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами непосредственно или через поставщиков, если такое предусмотрено соответствующими договорными условиями.

Субъекты хозяйствования, владеющие лекарственными средствами, не подлежащими дальнейшему использованию, подают органам государственного контроля по месту осуществления деятельности информацию о передаче таких лекарственных средств на утилизацию или уничтожение (п. 6 раздела 2 Правил).

Однако, услуги соответствующих субъектов хозяйствования по утилизации лекарственных средств являются платными и достаточно дороги.

Возникает вопрос: что должен предпринять ликвидатор банкрота в ситуации, когда у банкрота отсутствуют средства на утилизацию лекарственных средств?

Утилизация лекарственных средств за счет средств кредиторов

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может быть утилизация лекарственных средств за счет средств фонда для авансирования денежного вознаграждения и возмещения расходов арбитражного управляющего, который может быть создан кредиторами в рамках дела о банкротстве на основании ч. 6 ст. 115 Закона.

Однако, такой вариант решения вопроса по утилизации лекарственных средств является маловероятным, поскольку кредитор не будет осуществлять финансирование расходов арбитражного управляющего на утилизацию лекарственных средств при отсутствии соответствующих гарантий возврата этих средств. Такой гарантией, в частности, может быть наличие у банкрота ликвидного имущества (в том числе залогового), стоимость которого должна превышать или равняться размеру финансирования. При этом, при определении вероятности возврата указанных средств следует учитывать, что средства, полученные от продажи имущества банкрота, распределяются между кредиторами в очередности, предусмотренной ст. 45 Закона.

Иными (теоретическими, однако в настоящее время маловероятными) вариантами разрешения этой ситуации могут быть следующие.

Утилизация за счет бюджетных средств

Утилизация лекарственных средств может быть проведена, среди прочего, за счет местных бюджетов, фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на проведение соответствующих мероприятий (на основании ст. 41 Закона Украины «Об отходах»).

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона Украины «Об отходах» при подготовке проектов местных бюджетов местные государственные администрации вносят предложения по привлечению средств, необходимых для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 21 Закона Украины «Об отходах», органы местного самоуправления в сфере обращения с отходами обеспечивают утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции: организуют сбор, переработку, утилизацию и захоронение отходов на своей территории, а также формируют и используют местные фонды охраны окружающей природной среды в составе местных бюджетов (п. «е», «є» ст. 19 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»).

Согласно ч. 1 ст. 68 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» органы местного самоуправления могут образовывать целевые фонды, являющиеся составной частью специального фонда соответствующего местного бюджета.

Теоретически, такие целевые фонды могут создаваться, в том числе, и для решения вопросов по обращению с отходами.

Однако, для реализации вышеуказанных положений законодательства в местном бюджете на соответствующий год должны быть предусмотрены расходы для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами, в частности — прямо предусмотрены расходы на утилизацию отходов, что теоретически возможно, однако маловероятно в условиях «хронически» ограниченного финансирования.

Более того, вышеуказанные положения законодательства направлены, прежде всего, на решение «проблем» с отходами, владелец которых неизвестен.

Наличие же у отходов владельца является дополнительной преградой для решения вопроса об утилизации таких отходов за счет местного бюджета и требует от владельца отходов осуществления мер по «продвижению» вопроса их утилизации.

Дополнительным аргументом в «продвижении» данного вопроса может быть доказательства факта несения отходами опасности, как для окружающей среды, так и для жизни и здоровья человека.

Передача лекарственных средств на хранение третьим лицам

Проблема наличиия у банкрота лекарственных средств, подлежащих утилизации, теоретически может быть решена путем передачи таких лекарственных средств, до разешения вопроса их утилизации, на хранение соответствующих государственных или коммунальных органов, предприятий, учреждений или организаций, в том числе входящих в структуру Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства здравоохранения Украины или Министерства экологии и природных ресурсов Украины.

Так, при наличии в составе имущества банкрота имущества, исключенного из оборота, ликвидатор обязан передать его соответствующим лицам в установленном порядке (ч. 5 ст. 45 Закона).

Однако, в настоящее время в Украине отсутствует действующий порядок безвозмездной передачи лекарственных средств, подлежащих утилизации, соответствующим органам или лицам.

Исходя из вышеприведенного, наличие в собственности банкрота лекарственных средств, подлежащих утилизации, может стать настоящей преградой для завершения ликвидационной процедуры банкрота.

Положения же законодательства, затрагивающие тематику данной проблемы, в основном носят отсылочный и декларативный характер и не предоставляют четких указаний в отношении порядка ее разрешения. Поэтому ожидаем соответствующие разъяснения государственных органов, которые смогут прояснить пути решения вышеуказанной проблемы …

 
© 2018 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия