Оставить заявку

Вопрос, зависший в воздухе

Дата публикации: 1 марта 2019

Алексей Горбатюк, юрист

Источник: The Journal of Export Controls and Sanctions

Как и многие другие страны, Украина продолжает развивать и применять экспортный контроль как средство нераспространения оружия массового уничтожения (далее – «ОМУ»), обеспечения международной безопасности, и как неотъемлемый аспект политики национальной безопасности. С целью выполнения своих международных обязательств по нераспространению ОМУ, ограничению передачи вооружений и противодействию терроризму, международная передача товаров военного назначения и двойного использования подлежит государственному экспортному контролю. Этот контроль и его осуществление предусмотрены Законом Украины «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» от 20 февраля 2003 года (далее – «Закон»). Закон предусматривает несколько методов осуществления экспортного контроля, в частности:

1. идентификацию товаров;
2. предоставление разрешений или заключений;
3. осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров; и
4. применение санкций к субъектам хозяйствования, нарушившим порядок осуществления таких передач.

Идентификация товаров военного назначения

Согласно статье 1 Закона, товарами военного назначения, экспортируемыми вместе или отдельно, являются (1) изделия военного назначения, (2) услуги военного назначения и (3) технологии военного назначения.
В этой же статье услуги военного назначения определяются как предоставление иностранным юридическим или физическим лицам в Украине или за ее пределами услуг, в том числе посреднических (брокерских), в сфере разработки, производства, строительства, сборки, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, модернизации, эксплуатации, управления, демилитаризации, уничтожения, сбыта, хранения, выявления, идентификации, приобретения или использования товаров и технологий военного назначения, а также предоставление указанным юридическим лицам иностранного государства или представителям, или иностранцам услуг по финансированию таких работ. Согласно этой же статье, услуги военного назначения включаются в определение товаров военного назначения.

Из приведенной выше формулировки следует, что предоставление услуг по перевозке товаров военного назначения не включено в определения. Однако в этой же статье украинский законодатель пытается включить услуги по перевозке товаров военного назначения в определение посреднических [брокерских] услуг. Однако это концептуально разные вещи.