укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Предъявленный расчет

26.02.2013

Автор: Николай Алексюк, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник «Юрист»

Начало 2013 года ознаменовалось вступлением в силу ряда законов, которые той или иной степени изменяют правовое регулирование некоторых основополагающих частного и публичного правовых институтов: общественных объединений, исполнительного производства, земельного кадастра, банкротства, занятости населения, нотариата и т.п.
Особняком среди вышеупомянутых законодательных нововведений, безусловно, стоят многочисленные изменения налогового законодательства.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

С 1 января 2013 года в Налоговый кодекс (НК) Украины были внесены изменения, кардинально меняющие методику администрирования налога на прибыль.
Во-первых, уменьшается процентная ставка налога на прибыль. Она, за некоторыми исключениями, будет составлять 19% (в 2013 году предусмотрены льготы для IT-отрасли и 0% ставка налога для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики).
Во-вторых, предусмотрено, что плательщики налога на прибыль, объем дохода которых за предыдущий отчетный год превышает 10 миллионов гривен, обязаны платить каждый месяц авансовый взнос из налога на прибыль в размере 1/12 от суммы налога, начисленной к оплате за предыдущий год. Декларация по налогу на прибыль будет подаваться в налоговые органы раз в год.
Такое нововведение по уплате авансовых взносов не касается недавно созданных предприятий, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений и организаций, а также предприятий, доходы которых за последний год не превышают 10 миллионов гривен. Налогоплательщики, которые по итогам 2012 года не получили прибыль или были убыточными, не начисляли налоговых обязательств и не имели базового показателя для определения авансовых взносов в 2013 году, а по итогам первого квартала получат прибыль, должны будут подать налоговую декларацию за первое полугодие, третий квартал 2013 года и за весь 2013 для начисления и уплаты налоговых обязательств.
Начиная с 1 января 2013 года, плательщики с доходом свыше 10 миллионов гривен должны будут платить авансовые взносы по налогу на прибыль в январе и феврале 2013 года в течение двадцати календарных дней, которые следуют после последнего календарного дня отчетного (налогового) месяца. Такие авансовые взносы рассчитываются в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за девять месяцев 2012 года.
Вместе с годовой налоговой декларацией налогоплательщики должны будут подавать расчет ежемесячных авансовых взносов, которые должны выплачиваться в следующие двенадцать месяцев. Сумма авансовых взносов, определенная в таком расчете, будет считаться согласованной суммой денежных обязательств.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЫЧНЫХ ЦЕН

С нового года вступила в силу статья 39 НК Украины, которая устанавливает методы определения и порядок применения обычной цены (пункт 1 раздела XIX НК Украины).
До вступления в силу вышеупомянутой статьи институт обычной цены на законодательном уровне регулировался пунктом 14.1.71 НК Украины: «обычная цена — цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НК Украины. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен».
Кроме того, налоговые органы, определяя размер обычных цен на те или иные товары, работы и услуги, часто применяли положения писем Государственного предприятия «Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков», одновременно ссылаясь на пункт 13 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» № 817/98 от 23 июля 1998 года, согласно которому индикативные или обычные цены на товары (работы, услуги) для их использования в налоговых или таможенных целях устанавливаются на основании статистической оценки уровня цен реализации таких товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке Украины, которая производится уполномоченным государственным органом в определенном им порядке.
И все же, руководствуясь при определении обычной цены только письмами Госвнешинформа, налоговые органы не учитывали другие объективные факторы, которые так или иначе влияют на ценообразование (например, сроки выполнения обязательств, наличие подписки, условия поставки, уровень спроса и т.д.). Кроме того, административные суды определяли, что используя с целью определения обычных цен справки со статистическими данным о ценах на такие товары, налоговые органы нарушают положения действующего законодательства (например, постановление ВАСУ от 7 сентября 2011 года по делу № К/9991/1612/11).
Начиная с 1 января 2013 года, обычная цена на товары (работы, услуги) считается договорной, если иное не установлено НК Украины и не доказано обратное, в том числе вследствие невозможности определения обычной цены с применением положений пунктов 39.3-39.4 НК Украины. Обычная цена применяется в случае осуществления налогоплательщиком: бартерных операций; операций со связанными лицами; операций с налогоплательщиками, которые используют специальные режимы налогообложения или другие ставки, чем основная ставка налога на прибыль, или не являются плательщиками этого налога, кроме физических лиц, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности; в других случаях, определенных НК Украины.
Согласно абзацу 1 пункта 39.15 НК Украины, в случае отклонения договорных цен в налоговом учете налогоплательщика в сторону увеличения или уменьшения от обычных цен менее чем на 20%, такое отклонение не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.
Следовательно, субъекты хозяйствования при заключении договоров на территории Украины, в том числе договоров, по которым отчуждаются имущественные права, могут устанавливать цену договора в сторону увеличения или уменьшения от обычных цен менее чем на 20%.
Обязанность доказывания того, что цена договора (сделки) не соответствует уровню обычной цены, возлагается на орган государственной налоговой службы в порядке, установленном законом, и предусмотрена абзацем 1 пункта 39.14 НК Украины. При этом согласно абзацу 2 пункта 39.14 НК Украины, при проведении проверки налогоплательщика орган государственной налоговой службы имеет право подать запрос, а налогоплательщик обязан обосновать уровень договорных цен или сослаться на нормы абзаца 1 данного пункта.
В случае если налогоплательщик начнет процедуру обжалования налогового уведомления-решения, составленного по результатам такой проверки или неуплаты соответствующей суммы, определенной в таком налоговом уведомлении-решении, в течение сроков, установленных НК Украины, налоговое уведомление-решение будет считаться отозванным. Руководитель органа государственной налоговой службы, в свою очередь, обязан обратиться в суд с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корригировании отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.
Согласно пункту 39.2 НКУ, определение обычной цены в предусматриваемых случаях осуществляется по одному из нижеуказанных методов.
1. Метод сравниваемой неконтролируемой цены (аналогов продажи). В случае применения данного метода как обычная применяется цена, которая определяется согласно ценам на идентичные (или однородные) товары (работы, услуги), которые реализуются не связанному с продавцом лицу (приобретаются у не связанного с покупателем лица) при обычных условиях деятельности. При применении данного метода сопоставляться могут цены как по операциям самого плательщика с несвязанными лицами, так и по операциям между другими несвязанными лицами. Если товары (работы, услуги) имеют биржевую цену или цену, установленную на организованном рынке ценных бумаг, то такая цена учитывается при определении обычной цены согласно данному методу.
2. Метод цены перепродажи. Согласно данному методу, используется договорная цена товаров (работ, услуг), определенная при их перепродаже плательщиком третьей стороне за вычетом соответствующей наценки и расходов на сбыт.
3. При использовании метода «затраты плюс» в качестве обычной применяется цена, состоящая из себестоимости готовой продукции товаров (работ, услуг), которая определяется продавцом, и соответствующей наценки, обычной для конкретного вида деятельности при сопоставимых условиях. Минимальный размер наценки может быть установлен законодательно.
4. В соответствии с методом распределения прибыли, определяется прибыль от операции, которая должна быть распределена между ее участниками. Такая прибыль распределяется на экономически обоснованной основе, которая приближает такое распределение к распределению прибыли, которую получили бы участники операций- несвязанные лица.
5. Используя метод чистой прибыли, необходимо сравнивать показатели рентабельности операций, которые рассчитываются на основании соответствующей базы (к примеру, на основании расходов, объемов реализации либо активов), с аналогичными показателями рентабельности операций между несвязанными лицами в сопоставимых экономических условиях.
В случае если продажа (отчуждение) товаров осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, обычной является цена, полученная при такой продаже (пункт 39.12 статьи 39 НК Украины).
Если товары ввезены в таможенном режиме импорта или реимпорта, обычной ценой продажи (поставки) таких товаров на таможенной территории Украины будет считаться рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления (п.39.13 ст .39 НК).
При проведении аукциона (тендера) обычной считается цена, которая сложилась по результатам такого аукциона (тендера) (п.39.17 ст.39 НК Украины).
Крупные налогоплательщики имеют право обращаться в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере налогообложения, с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения. Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается Кабинетом Министров Украины (п.39.16 ст.39 НК).
Согласно п.39.11 ст.39 НК Украины, для определения обычных цен на товары (работы, услуги) используются официальные источники информации, в том числе: статистические данные государственных органов и учреждений; цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки; справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных, отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за границей; другие информационные источники, которые признаются официальными в установленном порядке.
На практике в результате применения данной статьи НК Украины может возникнуть вопрос об очередности применения методов определения обычных цен. Поскольку прямо этот вопрос в Кодексе не прописан, для налогоплательщика, естественно, приоритетным является толкование статьи 39 НК Украины таким образом, что метод определения обычной цены определяется по собственному усмотрению. Однако, необходимо отметить, что помимо вступления в силу с 1 января 2013 года статьи 39 НК Украины, также вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины № 787 от 22 августа 2012 года, в соответствии с которым утвержден порядок заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения. Абзац 2 пункта 3 указанного положения предусматривает, что обычная цена товаров (работ, услуг) определяется путем применения одного из методов, предусмотренных пунктом 39.2 НК Украины в установленной последовательности, при условии, что каждый следующий метод применяется лишь в том случае, если такая цена не может быть определена путем применения предыдущего метода.
Скорее всего, точки над «і» в данном вопросе расставит новосозданное Министерство доходов и сборов Украины. Тем временем, налогоплательщикам остается надеяться на то, что налоговая политика государства будет развиваться в сторону либерализации.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Согласно абз. 9 п. 1 раздела XIX НК Украины, с 1 января 2013 года вступает в силу статья 265 НК Украины, регламентирующая порядок исчисления и уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (налог на недвижимость).
Объектами налогообложения НК Украины определяет, с некоторыми исключениями, все объекты жилой недвижимости. Не является объектом налогообложения, к примеру, один садовый или дачный дом, или общежитие.
Главные критерии, влияющие на сумму налога, которую необходимо уплатить – площадь жилой недвижимости и ставка налога. Не подлежат налогообложению квартиры, площадь которых составляет 120 кв.м, или меньше, и жилые дома, площадью 250 кв.м или меньше. В случае превышения вышеуказанных показателей, база налогообложения для квартиры и для жилого дома уменьшается на 120 кв.м. и 250 кв.м. соответственно.
Ставки налога на недвижимость устанавливаются сельским, поселковым или городским советом в пределах размеров, зафиксированных Кодексом.
Решением Киевского городского совета от 23.06.2011 года № 242/5629 «Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве» утверждено «Положение о налоге на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в г. Киеве» (Положение).
В соответствии со ст. 5 Положения, ставка налогообложения за 1 кв.м. жилой площади составляет:
— для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв.м. и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв.м. – 1% от размера минимальной заработной платы, установленной законом по состоянию на 1 января отчетного (налогового) года;
— для квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв.м., и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 кв.м. – 2,7% от размера минимальной заработной платы, установленной законом по состоянию на 1 января отчетного (налогового) года.
Согласно ст. 8 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2013 год», минимальная заработная плата с 1 января 2013 года будет составлять 1 147 гривен.
Таким образом, можем установить сумму налога, которую необходимо будет уплатить владельцу квартиры, площадь которой составляет, к примеру, 190 кв.м. Для начала, от площади квартиры необходимо отнять 120 кв.м (налоговая льгота): 190 кв.м. – 120 кв.м. = 70 кв.м. (база налогообложения для квартиры площадью 190 кв.м.). Затем исчисляем ставку налога: 1 147 гривен (минимальная заработная плата, установленная по состоянию на 1 января 2013 года) / 100 х 1 = 11,47 гривен.
Таким образом, в 2013 году собственнику квартиры, площадь которой составляет 190 кв.м. (в случае, если это единственная квартира такого собственника) необходимо будет уплатить 70 х 11,47 грн. = 802,90 гривен налога на недвижимость. Положительным моментом является то, что собственникам – физическим лицам (в отличие от лиц юридических) не придется самостоятельно исчислять соответствующую сумму налога. Такой расчет будет осуществляться органом ГНС по местонахождению объекта жилой недвижимости.
Налоговое уведомление-решение о сумме налога, подлежащей уплате, и платежные реквизиты будут присылаться органами ГНС плательщикам по местонахождению объекта жилой недвижимости до 1 июля отчетного года. На протяжении 60-ти дней с момента вручения, налоговое уведомление-решение должно быть оплачено.
В целом, критически оценить последствия введения налога на недвижимость общественность (в том числе и юридическая) сможет по результатам следующего отчетного года. Предварительно можно спрогнозировать, что эффект от использования относительно незначительных сумм поступлений в местные бюджеты не будет соизмерим с очередным бюрократическим бременем, которое ляжет на плечи жителей Украины.
Аналогично результатам от введения налога на недвижимость, на сегодняшний день сложно предусмотреть и общие перспективы от вступивших в 2013 году в силу изменений в Налоговый кодекс Украины, поскольку таковые открываются целиком лишь в процессе правоприменения. С уверенностью можно говорить лишь о том, что налогоплательщики все так же будут оставаться в поисках путей минимизации налогового обременения, а фискальные органы – в поисках дополнительных источников пополнения государственной казны. Именно на пересечении указанных путей и будет происходить формирование налогового законодательства образца 2013 года.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия