Оставить заявку

Замена налоговой милиции: какой должна быть Служба финансовых расследований?

Дата публикации: 29 декабря 2017

Дмитрий Лазебный, адвокат

Источник: «Бизнес Цензор»

В настоящее время спрогнозировать, каким именно будет новый правоохранительный орган под названием «Служба финансовых расследований» достаточно трудно. Но, наверное, нашей стране соответствующий орган нужен как можно быстрее.

Динамика появления следственных органов на «правоохранительной карте» Украины впечатляет.

Начиная с 2012 года (с момента принятия действующего Уголовно-процессуального кодекса Украины), в дополнение к «классическим» следственным органам, которые существовали уже много лет: прокуратуре, полиции-милиции (в том числе налоговой) и Службе безопасности Украины, общество получило ряд новых следственных органов.

Так, недавно начали функционировать или готовятся к работе Государственное бюро расследований (на этапе создания), Национальное антикоррупционное бюро Украины, а также Департамент Государственной уголовно-исполнительной службы Украины при Министерстве юстиции Украины.

Почти все вышеперечисленные правоохранительные органы уполномочены расследовать те или иные экономические преступления и, следовательно, способны своими оперативно-следственными мероприятиями повлиять на ведение бизнеса или даже навредить ему.

При этом, в последнее время возникает довольно много вопросов касательно качества их работы, которые, к сожалению, остаются без ответа.

Европейский опыт функционирования подобных правоохранительных институтов показывает, что наиболее эффективным является путь создания одной прозрачной следственной структуры с четко определенными полномочиями по расследованию тех или иных преступлений.

К примеру, 5 октября 2017 года Европейский парламент принял решение о создании Европейской прокуратуры (European Public Prosecutor’s Office).

Функционирование же двух и более структур с дублирующимися следственными функциями может существенно осложнить борьбу с экономической преступностью, а также свести на нет любые положительные инициативы по решению этого вопроса.

Осознавая соответствующие общеевропейские тенденции, а также внутригосударственную потребность, Правительство Украины ускорило работу по созданию нового правоохранительного органа – Службы финансовых расследований (далее – Служба).

Отметим, что необходимость создания Службы возникла не в последнюю очередь из-за ошибочной или умышленной отмены в конце прошлого года положений Налогового кодекса, регулирующих вопросы деятельности налоговой милиции.

Сейчас существует несколько законопроектов, регламентирующих порядок создания, функционирования и деятельности Службы.

Вместе с тем, риторика чиновников по поводу подчинения и видения деятельности Службы настораживает и дает основания для выводов об отсутствии более или менее консолидированной точки зрения по данному вопросу.

Представляется, что вопрос подчинения Службы не является ключевым, главное, чтобы работала взвешенная система контроля деятельности соответствующей Службы.

Бесспорно, Служба должна быть создана в основном за счет новых кадров, которые не имеют отношения к старой системе налоговой милиции, с сохранением баланса между количеством новых сотрудников, их профессионализмом и размером заработной платы.

Отбор кадров должен быть максимально прозрачным. При этом, уместно будет, в случае крайней необходимости, приглашать на совещательные должности сотрудников старой налоговой школы.

Представляется, что в целях качественного и быстрого расследования экономических преступлений, Служба должна иметь в своей структуре оперативно-следственные подразделения и подразделения, которые взяли на себя функции Госаудитслужбы, а также Госфинмониторинга (с последующей ликвидацией соответствующих органов).

Вместе с тем, в настоящее время спрогнозировать каким именно будет новый правоохранительный орган под названием «Служба финансовых расследований» достаточно трудно.

С уверенностью можно утверждать лишь одно: нашей стране соответствующий орган нужен как можно быстрее.

При этом наибольшим риском создания нового следственного органа остается создание неэффективной службы, неспособной в полной мере решить вопросы, отнесенные к ее компетенции.