укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Правовые последствия национализации Приватбанка. Возможности юридического обжалования

10.01.2017

Александр Выговский, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: Украинские новости

Процедура национализации неплатежеспособного банка (на законодательном языке – процедура выведения неплатежеспособного банка с рынка с участием государства) прямо предусмотрена ст. 41-1 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 года. В рамках данной процедуры выведение неплатежеспособного банка с рынка осуществляется за счет государственного бюджета и/или средств государственного банка. Государство приобретает право собственности на акции банка по окончании двух календарных дней со дня, следующего за днем начала такой процедуры. При этом государство может либо внести денежные средства в уставный капитал банка, либо обменять облигации внутреннего государственного займа на акции такого банка. Именно последний вариант и был избран правительством при проведении национализации ПАО «Приватбанк». Как отмечается в Постановлении Кабинета Министров Украины от 18.12.2016 года №961 «Некоторые вопросы обеспечения стабильности финансовой системы», государство в лице Министерства финансов приобретает акции ПАО КБ «Приватбанк» в полном объеме за одну гривну, а Министерству финансов поручается осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в размере до 116 800 000 000 грн. со сроком погашения до 15 лет с дальнейшим их внесением от имени государства в оплату за акции дополнительной эмиссии ПАО КБ «Приватбанк».

Таким образом, были выполнены все предусмотренные законом условия для начала данной процедуры.

Будучи решением субъекта властных полномочий, вышеуказанное Постановление Кабинета Министров Украины от 18.12.2016 года №961, согласно которому происходит национализация ПАО КБ «Приватбанк», может быть оспорено путем подачи иска в административный суд. Согласно ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Украины, любое лицо имеет право обратиться в административный суд, если оно считает, что решением, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий нарушены ее права, свободы или интересы. Поэтому теоретически клиенты ПАО КБ «Приватбанк», которые считают, что данное Постановление нарушает их права, свободы или интересы, могут обжаловать его в суде и даже могут заявить ходатайство о применении мер по обеспечению данного административного иска путем вынесения судебного определения об остановки действия оспариваемого решения субъекта властных полномочий или его отдельных положений.

Однако перспективы такого оспаривания представляются довольно слабыми.

Основной причиной национализации ПАО КБ «Приватбанк», на долю которого приходится треть всех депозитов физических лиц Украины, является невыполнение его акционерами плана докапитализации банка (по данным НБУ, общая потребность банка в капитале на сегодня составляет 148 млрд. грн.). В указанном Постановлении говорится, что с целью возобновления и обеспечения стабильной работы банка государство принимает участие в его дополнительной капитализации путем приобретения акций дополнительной эмиссии существующей номинальной стоимости. Иными словами, государство берется сделать то, что должны были сделать владельцы банка, а именно обеспечить его достаточным капиталом для выполнения своих обязательств перед клиентами. Объективно, такие действия государства не нарушают интересы клиентов банка.

Кроме того, государство как новый акционер гарантирует бесперебойную работу банка и сохранность средств на текущих, депозитных, карточных счетах физических и юридических лиц, обслуживание выпущенных банком карт, неприкосновенность вкладов, размещенных в данном банке. Клиентам банка гарантируется защита размещенных в нем средств и сбережений, на них по-прежнему распространяются законодательные гарантии возмещения средств по вкладам, предусмотренные Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц». Заявленные изменения в функционировании ПАО «Приватбанк» пока коснутся только смены Правления и Наблюдательного совета банка.

Более того, уровень защиты интересов клиентов ПАО КБ «Приватбанк» после его национализации только повышается. В рекордно короткие сроки Верховной Радой Украины 20.12.2016 года был принят законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно гарантирования государством вкладов физических лиц (регистрационный №5553 от 19.12.2016 года). Теперь государство полностью гарантирует вклады физических лиц в государственных банках, включая и ту часть суммы вклада, которая превышает предельный размер возмещения средств по вкладам Фондом гарантирования вкладов физических лиц (т.е. 200 000 грн.).

Ввиду вышеизложенного, можно предположить, что вряд ли административный суд согласится приостановить или отменить действие указанного Постановления Кабмина.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия