Оставить заявку

Как развивать публичные госзакупки

Дата публикации: 26 декабря 2017

Андрей Литвин, адвокат, руководитель Харьковского офиса

Источник: «НВ Бизнес»

С начала реального реформирования системы государственных закупок в Украине прошло не так уж много времени.

При этом, не покидает устойчивое ощущение того, что правила игры в этой системе начали меняться, а старые схемы перестали действовать.

Неудивительно, что закупки стали более прозрачными и конкурентными, ведь каждый может зайти на платформу ProZorro и увидеть, какую продукцию покупают государственные предприятия, сколько стоит тот или иной продукт и кто продает товар, а также получить много другой полезной информации. Чтобы оставаться эффективной, любая система должна развиваться, или ее ждет крах. Этот тезис верен и в отношении системы публичных закупок.

Очередным витком развития публичных закупок может стать усиление мониторинга закупок, что предусмотрено в проекте Закона Украины О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок №4738-д.

Как же может измениться мониторинг закупок с принятием упомянутого законопроекта?

Прежде всего, поменяется сама суть мониторинга закупок. Фактически, происходит расширение понятия «мониторинга закупок». Отныне целью мониторинга будет не наблюдение и анализ информации, а именно предотвращение Госаудитслужбой нарушений законодательства в сфере закупок. Четкое закрепление этой цели на законодательном уровне очень важно и устраняет ряд пробелов. Так, в случае обнаружения Госаудитслужбой в процессе мониторинга нарушений законодательства о закупках, служба сможет отреагировать до окончания процедуры закупки, а у заказчика будет возможность устранить допущенные нарушения и избежать последующей ответственности.

Также устанавливается порядок осуществления мониторинга публичных закупок. В предыдущей редакции Закона «О публичных закупках» было положение, которое говорило о том, что порядок проведения мониторинга определяется центральным органом исполнительной власти, но такого порядка разработано не было, вследствие чего Госаудитслужба не могла надлежащим образом исполнять возложенные на нее функции мониторинга. Данный пробел устраняется принятым законопроектом.

В предусмотренном проектом закона порядке устанавливаются следующие основания для проведения мониторинга:

  • данные автоматических индикаторов рисков;
  • информация, полученная от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • сообщения в средствах массовой информации;
  • признаки нарушений, выявленные Госаудитслужбой в информации, опубликованной в электронной системе закупок.

Интересным является введение в систему мониторинга закупок автоматических индикаторов рисков, которые будут включать в себя критерии с заданными параметрами, по которым автоматически будут определяться подозрительные закупки. Введение таких индикаторов является достаточно прогрессивным начинанием, которое поможет ускорить процесс выявления нарушителей. При этом открытым остается вопрос, какие именно критерии и параметры будут использоваться для выявления подозрительных закупок? К сожалению, законопроект не дает ответа на этот, безусловно, важный вопрос.

Следует также отметить, что, согласно законопроекту, мониторинг закупок не проводится относительно соответствия тендерной документации положениям закона о запрете ограничения конкуренции и недискриминации участников. То есть, закупки с нарушениями части 4 статьи 22 Закона «О публичных закупках» не будут попадать в поле действия автоматического индикатора рисков и других оснований для мониторинга, которые предусмотрены в порядке.

Таким образом, о положительном или отрицательном влиянии упомянутого выше законопроекта на систему публичных закупок можно будет сказать лишь спустя некоторое время. Ведь при всей позитивности предлагаемых изменений сложно прийти к окончательному выводу о том, как они будут осуществляться на практике и не окажет ли такое усиление контроля негативного эффекта на систему закупок в целом.