укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Е-декларирование: старт или финиш?

26.10.2016

Галина Мельник, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Источник: Зеркало недели

Скандалы вокруг электронного декларирования поутихли, система якобы заработала, появились даже первые декларации чиновников, заполненные уже по новым правилам. Впрочем, говорить, что все проходит без сучка и задоринки, рано. Все же недаром ломались копья на старте.

Новые декларации заполняются в виде опросника на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) и подписываются электронной цифровой подписью. Важное нововведение – в декларации теперь указываются даты приобретения имущества и его стоимость, а также существенно расширен круг объектов декларирования и информация о них.

В частности, к новым объектам декларирования отнесены не только готовые объекты, но и незавершенное строительство. Юридические лица, в которых декларант или члены его семьи являются конечными бенефициарами, также указываются. А еще – нематериальные активы, включая объекты интеллектуальной собственности (торговые марки, патенты, авторские права и т.д.). Если в предыдущей версии декларировалось только погашение займов, то теперь нужно указывать все выданные и полученные займы, превышающие 68,9 тыс. грн, и уточнять, чем собственно обеспечены эти обязательства.

Если чиновник входит в состав руководящих, ревизионных или надзорных органов общественных или профессиональных объединений, благотворительных организаций, это тоже отражается в его декларации.

Кроме уточнения объектов декларирования, система хороша тем, что вся информация аккумулирована на одном ресурсе (сайт НАПК), общественность имеет к ней доступ, возможен поиск по ключевым словам, упрощен мониторинг образа жизни чиновника и сравнение его с декларируемыми показателями. Кроме того, первичный автоматический контроль осуществляется еще на этапе подачи декларации – в некоторых случаях при дефекте в заполнении поля декларация вообще не может быть подана.

«Принципиальное отличие новой системы от старой – это динамический контроль изменений имущественного состояния и возможность мониторинга соответствующего образа жизни и задекларированных данных, − объясняет юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Галина Мельник. − Естественно, многие чиновники захотят скрыть принадлежащее им имущество, подарить или передать его неблизким родственникам, тетям, бабушкам. Старая форма декларации не предусматривала декларирование сделок по передаче такого имущества, зато новая требует указать не только объекты, которыми владеет непосредственно декларант, но и те, которыми он вправе косвенно распоряжаться в силу того, что объекты переданы дальним родственникам. Непредоставление таких данных или факты передачи принадлежащего имущества третьим лицам могут стать поводом для расследования антикоррупционных органов. Конечно, эффективность использования этих возможностей будет зависеть уже от активности антикоррупционеров».

Впрочем, на этом преимущества новой системы заканчиваются. Некоторые новые требования трудно выполнять на практике (например, требование декларировать ценное движимое имущество, в том числе приобретенное до начала работы системы электронного декларирования). Отдельные требования являются неоправданно обременительными. Например, требование подавать в течение года уведомление о получении дохода/приобретении имущества на сумму более 50 минимальных зарплат (68,9 тыс. грн). Такие соглашения в любом случае будут отражены в декларации за этот год, а подача отдельных уведомлений увеличивает административную нагрузку на их обработку, что не всегда оправдано.

При этом подать уточненную декларацию можно только в течение семи дней с даты подачи первоначального варианта, а дальнейшая подача уточнений возможна только по запросу в НАПК. Невозможно подать уточнение к уведомлению о существенном изменении имущественного состояния в течение отчетного года.

В некоторых случаях объем декларируемой информации – в соответствии с формой декларации, размещенной на сайте НАПК, и разъяснениями НАПК о порядке заполнения декларации – не соответствуют Закону «О предупреждении коррупции» (далее – Закон).

Сведения, которые указываются в е-декларации по утвержденной НАПК форме, но не предусмотрены Законом:

— дата рождения декларанта и членов его семьи;

— денежные активы, доходы, финансовые обязательства членов семьи декларанта;

— факт изменения ФИО в отчетном периоде;

— площадь и регистрационный номер объекта незавершенного строительства;

— стоимость корпоративных прав;

— идентификационный номер;

— электронный адрес, телефон, факс, почтовый адрес юридического лица, бенефициаром которого является декларант/члены его семьи;

— местонахождение финансового учреждения, в котором хранятся денежные активы;

— страна, в которой декларант понес расходы.

Сведения, которые Закон требует указывать, но в е-декларации их нет:

— факт нахождения объекта незавершенного строительства на земельном участке декларанта/членов его семьи;

— номинал корпоративных прав (доля в уставном капитале в денежном эквиваленте);

— стоимость имущества, переданного в обеспечение финансовых обязательств декларанта.

«Эти юридические нестыковки наверняка будут использоваться чиновниками при юридических спорах и открывают для декларантов возможность избежать ответственности за подачу недостоверной информации благодаря тому, что в новой форме декларации были допущены эти юридические противоречия», − отмечает Галина Мельник.

При этом очевидны методологические недоработки в структуре декларации как на уровне Закона «О предупреждении коррупции», так и на уровне разъяснений НАПК к порядку заполнения декларации. Например, некоторые показатели отображаются одновременно в нескольких разделах декларации, и из-за отсутствия детальной индивидуализации объектов это может привести к путанице и некорректным выводам о том, что имеют место два разных объекта декларирования, в то время как на самом деле это один и тот же объект.

Одним из ключевых моментов, по словам юриста, является вопрос о том, по состоянию на какую дату декларируются имущество, активы и другие объекты. Четко не указано, следует декларировать показатели, актуальные по состоянию на конец отчетного периода, или же все объекты декларирования, возникшие в отчетном периоде, независимо от их наличия на конец отчетного периода. Закон об этом молчит, что обеспечивает НАПК широкое поле для маневра, хотя такой важный аспект следовало бы отразить именно на уровне Закона.

Примечательно, что в разных актах НАПК содержатся разные взгляды на этот вопрос. Например, в решении НАПК от 10 июня 2016 г. №3 (утверждает форму е-декларации) говорится о том, что сведения в декларации указываются с учетом их актуальности на последнюю дату отчетного периода. А в разъяснениях к порядку заполнения е-декларации (решение НАПК от 11 августа 2016 г.) содержится требование отражать в декларации факты, которые имели место в течение отчетного периода, но на последней его день уже неактуальны (например работа по совместительству).

Юристы сходятся во мнении, что для того, чтобы система реально заработала, необходимо вносить огромное количество уточнений и изменений. Учитывая то, что количество чиновников в стране огромное, только на первом этапе декларации должны подать 47 тыс. декларантов. Если изменения не принять, не сделать процесс простым и прозрачным, реально мониторить соответствие образа жизни чиновников их доходам будет невозможно, поскольку это потребует значительного времени и человеческого ресурса. При этом и штат НАПК, и сроки давности наступления ответственности за подачу недостоверных данных – ограниченные величины.

 

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия